Джипы и бездорожье — кто кого?
Русские отдельно от иноземцев
Погода — лучше и не закажешь: солнце, тепло, освежающий ветерок. На старте около сорока самых заядлых автогонщиков из Саранска и сел Мордовии, Шатков и Починок, Арзамаса и Пешелани, Сергача и Нижнего Новгорода, Первомайска и Лукоянова. А начинались автогонки в 2007 году со скромных 11 лукояновских и 1 гагинского участников на простеньких УАЗах.
Припарковаться и за полтора километра было нельзя: все улицы, переулки и даже дворовые территории были забиты автомобилями. Не одна тысяча зрителей и болельщиков приехала и пришла сюда на автогонки. Все господствующие высоты были заняты.
Из большой полевой кухни всех бесплатно угощают разваристой гречневой кашей с большими кусками тушеного мяса. Вкусно!
В автогонках на восьмикилометровой дистанции по полям, балкам и оврагам приняли участие полноприводные автомобили. В первом общем заезде стартовали все участники: и на машинах заводской комплектации, и на авто, специально подготовленных водителями. Но при подведении итогов результаты автомобилей отечественных («русских») и импортных («иноземцев») судьи подсчитывали отдельно.
До финиша дошли не все
Ревут моторы, несутся по трассе автомобили, очень зрелищно взлетают, как самолеты, над крутыми склонами овражков, жестко и рисково падают вниз. Не все стартовавшие пришли к финишу. У одного из участников сверхмощных нагрузок не выдержал старенький, видавший виды «уазик»: передний мост разломился пополам, и даже редуктор вылетел. Пришлось буксировать машиной технической помощи. У другого не стерпел запредельных оборотов двигатель — заглох напрочь, чем вызвал недовольство других гонщиков: задержал в пути — и не объедешь!
Но большинство с ревом пересекают финишную черту. Десятый номер у финиша неожиданно занесло и развернуло. Автогонщик не растерялся, поддал газку и пересек финишную черту… задним ходом! Кто же оказался всех шустрей и опытней? Победители заслужили того, чтобы назвать всех. Участники гонок — экипажи из двух человек: пилот-водитель и штурман.
Среди «русских» первое место завоевал семейный экипаж отца и сына Александра и Артёма Васьковых из Лукоянова. Восемь километров они пролетели за 3 минуты 26 секунд. Серебро досталось Петру Козлову и Евгению Родину из Нижнего Новгорода: 3 минуты 42 секунд. На единственную секунду отстали от него Андрей Индейкин и Иван Данилин из Арзамаса и заняли третье призовое место.
Среди «иноземцев» перегнали всех Дмитрий Чеченков и Александр Левский из Лукоянова. Дистанцию они промчали за 3 минуты 14 секунд. Второе место у Руслана Ляпина и Николая Бобылёва из Нижнего Новгорода: 3 минуты 59 секунд. Бронза у экипажа Радия Андреева (Нижний Новгород) и Антона Срёгина (Лукоянов): 4 минуты 7 секунд.
Тихо ехал – и победил!
Очень зрелищным оказался заезд по целине. Желающих посоревноваться на старт вышло 11. Задача для победы была проста: первым привезти на место старта флаг из ряда флажков, расставленных в поле впереди.
Старт, моторы взревели, машины ринулись в снежную целину и… увязли. Тепло, снег мокрый и липкий, «мылит», сцепления колес с землей совсем нет. Дружно помогают друзья и болельщики, толкают вперед засевшие машины.
Основное внимание массы зрителей приковано к трехкратному победителю подобных заездов лукояновцу Константину Мурадову. И он опять удивил земляков! Его специально подготовленный вездеходик и так с широкими шинами, а он еще ослабил до минимума давление в них, они и расплылись по снегу. Вдобавок максимально облегчил машину, поставив ее на минимальную скорость, вышел из кабины и идет рядом, держась за руль. А автомобиль едет спокойно, без всяких проблем. Как ледокол на лед, машина не спеша наезжает на сугроб, глубоко не проваливаясь, подминает снег под себя и уверенно идет вперед. Тысячная толпа ревет от восторга! Ну мудрец Константин! Других буксующих машин и не видно из-за облака снега и дыма. А Мурадов тихо доехал до флажков, взял один из них и спокойно, не тратя времени на разворот, задним ходом первым доставил его к месту старта. Вот тут полнейшим образом сработала русская пословица «Тише едешь — дальше будешь».
Костя победил четвертый год подряд! Почему? Тут работает уже не столько машина, сколько голова водителя, а точнее, две: Константину помогает автомеханик Владимир Афанасов. Оказывается, каждый вечер они оставались в гараже, работали, думали, что сделать. Вот и придумали. Мосты усиленные, сцепление от грузовика ГАЗ-53, более мощное, блокировка на мостах. Доработанный механизм раздаточной коробки, двигатель форсированный, с увеличенной мощностью. И это все помножено на огромный опыт подобных состязаний. Отсюда и четырехкратная победа!
Оборванный конкурс
Но и это еще не все. В конце соревнований было объявлено о самом зрелищном состязании: перетягивании буксировочной стропы.
В ход вступает олимпийская система — проигравший выбывает.
Кто кого: «Хаммер» или УАЗ? Ревут моторы, ревут зрители… Чувствуется, что иномарка будет покрепче «уазика». Она и побеждает.
Но все дело вдруг уперлось в две «Тойоты Лэнд Крузер». Ревут мощные моторы, колеса роют ямы, звенит стропа, клубами из-под колес и пар, и дым. Машины ни с места! Меняли местами, пробовали снова — опять нет победителя! Сорок минут продолжалось это соревнование и… оборвалось на самом интересном — не выдержала крепчайшая стропа. Конкурс решили не продолжать, он не выявил победителя.
Самое приятное было в конце: награждение и торжество победителей. Всем участникам были выданы почетные грамоты участников и памятные подарки. А победителям и призерам торжественно вручили еще и почетные дипломы, кубки, медали и ценные призы: компрессоры, наборы ключей, зарядные устройства для аккумуляторов — все очень нужное для водителей. У победителей полный восторг!
Пусть добрая традиция живет и дальше.
Александр КРЫЛОВ.
Лукояновский район.