На ферму из забоя, а слышится «из боя»…
Из города Червонопартизанск Луганской области семья Кициёвых, убегая от бомб и снарядов, попала в самую глубь Нижегородской области — в село Ильино-Заборское. Семья интернациональная — Анатолий по крови русский, родом из нашего Дзержинска, а его жена Светлана украинка. Осенью 2014‑го, когда линия фронта подступила к самому дому, они отправились в Россию к родственникам мужа. Но в Дзержинске ни жилья, ни работы найти не удалось. А на руках ребенок.
— При переезде Российская Федерация нам, конечно, оказала материальную помощь как беженцам, но быть нахлебниками у гостеприимных и отзывчивых хозяев не хотелось, нужно всегда зарабатывать свой кусок хлеба самому. Подумали о том, чтобы поселиться в деревне, земля всегда прокормит, — вспоминает Светлана Кициёва. – Нам порекомендовали сначала село Успенское, но хозяйство там обанкротилось, поэтому приехали в соседнее Ильино-Заборское, где одно из сильнейших молочных производств в области.
В прошлой жизни Анатолий был заслуженным проходчиком на шахте, а его супруга работала там же машинистом конвейера. Сельское хозяйство для обоих стало делом абсолютно новым. Но освоились быстро: к труду привыкли с юности. В ОАО «Ильино-Заборское» всегда рады тем, кто искренне хочет работать и зарабатывать. Анатолий трудоустроен скотником и ночным сторожем, а жена доит коров. Кстати, мама Светланы была когда-то дояркой, поэтому атмосфера животноводческой фермы ей все же знакома.
— Люди в Ильино-Заборском очень хорошие, поэтому мне здесь сразу понравилось. Женщине на шахте очень тяжело, и я там серьезно подорвала здоровье, а работая в сельской местности, на экологически безопасном предприятии, стала забывать про таблетки, — признается она. – Решили остаться насовсем, строить жизнь заново. Работой себя обеспечили, а с жильем руководство ОАО «Ильино-Заборское» обещает помочь, за что большое спасибо. Ребенка определили в школу, в пятый класс. Значит, будем оформлять российское гражданство, становиться россиянами.
Одно печалит вынужденных переселенцев — война пошла на новый виток, и связи с родственниками, оставшимися там, практически нет. Украинские сотовые операторы блокируются, а общаться через Интернет пока нет возможности. У Кициёвых там старший сын, решивший в эти тяжелые времена быть рядом со своей любимой девушкой. К тому же у Светланы на территории боевых действий остались мама и родственники. Но приходят вести, что, несмотря на перебои с электричеством и водоснабжением, потихоньку оживают шахты, а значит, шахтеры не теряют силы духа и смотрят в будущее. По обе стороны российско-украинской границы люди лелеют надежду, что однажды семьи, разделенные войной, воссоединятся.
Андрей ДМИТРИЕВ.