Posted in Благовест
27.12.2014

Там на неведомых дорожках

СПЛЕТАЮТСЯ ветви, причудливо изгибаются стволы деревьев. То и дело хлюпает под ногами болотная водица. В потаенной своей глуши лес скрывает немало удивительного. Чтобы увидеть его, надо обладать взглядом художника.

— Меня часто спрашивают: «По заказу работу делаете?» — рассказывает резчик по дереву из городецкого центра «Город мастеров» Алексей Любушкин. — Но по заказу ее сделать невозможно. Видите, медведь на бревне? Три раза всего дерево ковырнул — он и получился. Медведь как живой, я его с дерева стащил. А эта чурка по Волге приплыла — видно же, что это обезьяна, а крокодил ее за лапу ухватил.

Дерево само мастеру подсказывает, во что его превратить. Надо лишь понимать этот язык.

Резьбой Любушкин стал заниматься с тех пор, как вышел на пенсию. Не спонтанно возникло у него это решение. Лес он не понаслышке знает, добрую часть жизни среди тайги провел.

Совсем малышом его привезли со Ставрополья на Украину, в Донецк. Сроднился с этим городом, там и работать начал. Семнадцати не было, а уже трудился молотобойцем при конном дворе: лошадей ковал, телеги металлом обделывал. Еще на шахте работал. А потом — семейный уже, отчаянная голова! — махнул за девять тысяч верст в Тынду, БАМ строить, причем вместе с женой и двумя детишками. Вернулись из времянки в городскую квартиру, когда пришло время сынишку в школу определять. Но, думаете, осел на месте бывший бамовский мостостроитель?

— Потянуло опять на природу, — признается Алексей Федорович. — Такая уж природа на БАМе…

И отправился «на разведку», только не на БАМ уже, а в Тюменскую область — и там «17 лет как с куста», так сам говорит.

— Как супруга мирилась со всеми неудобствами кочевой жизни? — спрашиваю.

— Да жена за мной как пашня за колхозом! — загорячился мастер. — Преданнее человека не встречал! А зовут ее Галина Агафоновна. Галина означает «тишина», а Агафон — «благородный».

На Нижегородчине семья поселилась с легкой руки родственников жены. Сначала в гости ездили к ним, и наш край очень понравился: «Прекрасные места!» Здесь он однажды и вытянул из болотины большущую корягу — материал для первых поделок. Машиной тянул. Когда мастерить начал, оценил красоту древесины, и зацепило его что-то накрепко, так что уже 12 лет не отпускает. Он и сейчас часто использует в работе корни, коряги, пеньки. Но появилась у него и другая «зазноба» — резьба из капа. Кстати, в Городце этим промыслом больше никто из мастеров не занимается.

— Кап — это нарост на дереве, который может вырастать до огромных размеров, — поясняет Алексей Федорович. — Почему мне кап понравился? Вот взять изделия из липы — они все беленькие. Я, когда кошу, выжимаю сок из травяного жома, который остается в косилке, и их окрашиваю — облагораживаю. А кап зачем красить? У каждой поделки из него своя естественная красивая текстура. Посетители часто спрашивают: «Это карельская береза?»

Но все же правильно капом называть капокорень — нарост на корнях, — уточняет мастер. — Читал, в старину из него шкатулки царям да вельможам делали, и были они на вес золота. А это не кап, а свиль, или свилень, от слова «свивать», потому что годовые кольца березы свиваются, затягивая рану на стволе.

Тяжеловат этот свилень: однажды вчетвером пришлось его в багажник грузить, потому как весил он 150 кг. Порезал его Алексей Федорович на пластины, просушил, отполировал — и получились отличные столешницы.

В мастерской немало поделок с секретами.

— Вот бревно — в гости к другу ходить!

Переворачиваем покрытый корой обрубок ствола — из самой его тайной глубины раздается веселое бульканье: бутылочка водки внутри спрятана!

Большой деревянный глобус — своеобразная копилка: обклеена самыми разными монетками — турецкими, болгарскими, французскими… Их специально оставляют иностранные туристы. Получается такое вот экономическое содружество всего земного шара.

Потом мы путешествуем в сказку.

— «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…» — Пушкин стихи оставил, а я пошел чудить дальше. Вот самовар вместо избушки на курьи ножки посадил — он открывается, это шкатулка. Кот ученый и леший ждут, когда им каши наварят…

А у этой копилочки легенда — ох, интересная! Ключи у деда на печи — ими отмыкать надо! Попробуй открой за семь секунд! — приглашает мастер посетителя.

Копилка представляет из себя печку с кирпичной трубой. На печи сидит дед, свесив ноги и сжимая в руках ключ в виде кочерги.

Все попытки открыть копилку миниатюрной кочергой оказываются тщетными.

— Ой, я и забыл, — сокрушенно говорит резчик, — здесь же фотоэлемент установлен! Надо монетку бросить!

Но и копеечка не помогает. Изготовитель копилки вновь «спохватывается»:

— Орлом в другую сторону надо было монетку-то повернуть! А ну, ключом еще!

А ларчик просто открывался. Когда Алексей Федорович, сжалившись над бедолагой, выдвигает крышку безо всяких ключей, дружно хохочем, а он комментирует:

— Вот и опять смешливые попались!

На вопрос о своей любимой поделке отвечает:

— Честно сказать, они все любимые, ведь делаются для души.

На выходе из мастерской нас встретила диковинная птица из дерева — большеклювая, с перепончатыми лапами, названия которой мы так и не смогли определить. На ней была надпись: «Смотри, любуйся, не скучай! Но не забудь, оставь на чай».

«На чай» мы, конечно, не оставили (шутка же), но хорошее настроение нам мастер обеспечил.

Елена МАТРОСОВА.

г. Городец.