Опустели подмостки
Вот они, в альбоме: и актеры, и зрители. Каждый спектакль собирал полный зал (а это 400 мест). Поселок ждал новых постановок, и очень многие в тайне мечтали увидеть себя на месте кого-то из актеров.
— У нас играли люди разных профессий: и врачи, и библиотекари, и работники картонной фабрики, — вспоминает Эмма Васильевна. — Лично я трудилась в комбинате бытового обслуживания. И возраст артистов был самый разный, участвовать в спектаклях хотели и стар, и млад. А какие у нас были актеры! Александр Васильевич Будаков, супруги Тюрины, режиссеры Михаил Васильевич Стежкин и Николай Васильевич Смирнов. Много талантов…
Поселок имени Калинина относится сейчас к Ветлужскому району, на который в настоящее время всего один-единственный театр. Называется он «Балаганчик» и находится в Ветлуге. Коллектив, конечно, сильный. Есть и детская труппа, и взрослая. Но он один.
Хотя в некоторых районах Нижегородской области вообще нет самодеятельных театральных коллективов для взрослых (о профессиональных что уж говорить). Как сообщили нам в областном научно‑методическом центре по народному творчеству, всего в области сейчас 37 таких самодеятельных театров. Из них лишь семь на селе. В лидерах Арзамас, там целых три сельских театра!
По количеству взрослых самодеятельных театральных коллективов в райцентрах пальму первенства держат Кулебаки. В поселке три любительских театра.
Живы актерские коллективы и на Бору. Здесь две труппы, в самом городе и в поселке Чистое Борское.
Пока еще есть крупные села, где остается молодежь, люди пошли бы в «актеры». Подтверждают это хотя бы чистоборцы. Поселок, некогда живший за счет торфопредприятия, теперь существует благодаря личным подворьям, соцсфере… В общем, небогато люди живут, но театр им нужен. И зрителей, и актеров хватает. На каждый спектакль весь поселок идет как на праздник.
Молодежный театр «Стремление» на Бору, руководит которым Лев Гершкович, тоже пользуется популярностью. Стремление к самовыражению приводит в коллектив парней и девушек. Отрываются они от телевизора и компьютера, театр учит их отличать добро от зла, сострадать и искренне восхищаться. Пьесы Розова, Арбузова, Вампилова так же интересны зрителям, как и сорок лет назад, во время молодости Эммы Васильевны Смирновой.
— Мы очень много ставили современных авторов, — актриса перелистывает дорогие ей страницы фотоальбома. — Классику тоже любили. «Беда от нежного сердца», «Свадьба Кречинского»… Гастролировали не только по своему району, но и по всему северу области, даже в Кировской выступали. Побеждали в областных конкурсах. Мой муж Николай Васильевич Смирнов закончил курсы режиссеров. До этого работал на картонной фабрике в поселке и просто приходил играть. Причем на фронте он потерял ногу, ходил на протезе, а играл, заметьте, главные роли. Он очень любил сцену.
И мне нравилось заниматься. Роли я всегда учила так, что обходилась без суфлера. Да, у нас был и суфлер бессменный, Татьяна Александровна Смирнова, начальник почты.
Что же сейчас мешает развиваться самодеятельному театру? Во-первых, то, что культура в нашем государстве как падчерица. У столичных-то театров проблемы, что говорить о сельских, да еще и самодеятельных.
В сельском клубе сейчас одна штатная единица — заведущий. Если учреждение культуры официально зовется не клубом, а Домом культуры, то прибавляется еще один сотрудник: заместитель директора по творческой работе. Эти один или два человека даже в крупном селе всю культуру «на себе тащат». Кружки в основном детские, до взрослого ли театра тут?
Конечно, у любого клуба и ДК есть так называемый спецсчет. Зарабатывайте, приглашайте специалиста. Но много ли заработаешь на дискотеках? А для театра еще и декорации нужны, костюмы — опять расход.
Вот и получается, что самодеятельному театру сейчас нужны энтузиасты, которые будут работать бесплатно. Если найдется такой и создаст коллектив, которому присвоят звание народного, тогда по закону в театре появляются две штатные единицы: режиссер и помощник режиссера. Работай уже за зарплату. Но получить звание народного не так-то просто.
Вот и сокращается постепенно число любительских театров. Давно уже нет его в поселке имени Калинина, а Эмма Васильевна Смирнова перебралась в Ветлугу.
— Я в 55 лет оставила театр, — сказала она. — Никакой телевизор не заменит живого общения между людьми. А если ты еще и молод, то особенно.
Она вздохнула и закрыла альбом. Да, было время… Был театр…
Надежда МУРАВЬЕВА.
Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ
и из архива Э. В. СМИРНОВОЙ.
Ветлужский район.
{jcomments on}