Мы не боялись никакой работы
Возрождение
Когда мы познакомились, ее звали матушка Ирина. В ту пору ее только что назначили настоятельницей Абабковского женского монастыря. Именно ей выпала нелегкая ноша — возрождать святую обитель из руин.
Она приехала в монастырь в ноябре, как раз на Михайлов день, когда наступили холода. Перед взором настоятельницы открылась мрачная картина: разрушенные корпуса без крыш, окон и дверей, заросшая бурьяном территория. Ночевать пришлось в неотапливаемом помещении.
В первую очередь начали восстанавливать игуменский дом, который прежде занимали дачники из Москвы, — настоятельнице с сестрами надо было где-то жить. Буквально сразу стали проводить богослужения.
Матушка Ирина сама ездила за стройматериалами — невысокая, худощавая, во всем черном и с рюкзаком на спине, она спешила в разные организации с просьбами помочь в возрождении святой обители и контролировала всю работу на стройке. Уволила двух мастеров, когда заметила, что некачественно ведутся отделочные работы в возрождающейся церкви в честь Скорбящей Божией Матери.
Постепенно провели воду, электричество, благоустроили территорию, обнесли высоким забором. Сделали асфальтированную дорогу.
— Мы не боялись никакой работы, рядом были молодые сестры — все труженицы, — вспоминает матушка. — Мы дружно жили. Очень помогал глава района Виктор Сергеевич Куренков, который часто приезжал в монастырь. Большую помощь оказывали директора предприятий Виктор Сергеевич Костромин, Виктор Ильич Корягин, Владимир Сергеевич Шеваров.
Пять лет продолжалось возрождение монастыря. Сама матушка не жалела ни сил, ни собственных средств — всю пенсию тратила на стройматериалы. Вложила в ремонт обители и большую часть пособия, полученного после реабилитации репрессированных.
Юность, опаленная войной
Она выросла в суровое, безбожное время, когда религии была объявлена беспощадная война и за веру сажали в тюрьму. Не избежал такой участи и ее отец, служивший псаломщиком.
В 1933 году его освободили, и семья, где было семеро детей, переехала из Починковского района в Павлово к родственникам.
В ту пору Анастасии, так тогда звали будущую монахиню, исполнилось 9 лет. В детстве она мечтала стать прокурором. Даже посещала судебные процессы, записывая услышанное в толстую тетрадь.
Но потом захотела быть адвокатом — религиозные убеждения не позволили бы ей обвинять, что приходится делать прокурору. Однако, услышав однажды, как адвокат защищает убийцу, разочаровалась и в этой профессии. Решила учиться на следователя.
В школе ее так и не уговорили вступить в комсомол.
— Когда увижу, что кто-то из комсомольцев сильнее меня в учебе и примернее в поведении, тогда получу комсомольский билет, — приводила веские аргументы девушка.
Через несколько лет главу семейства снова арестовали, когда он отважился съездить на родину. Детям приходилось скрывать, что отец в тюрьме, его считали «врагом народа».
Школу Анастасия закончила с отличием. А на следующее утро после выпускного бала ее разбудили всхлипывания матери:
— Вставайте, началась война…
Старших сестру и брата забрали на фронт, а Настя пошла учиться на водительские курсы — шоферов катастрофически не хватало. Какие только грузы не довелось перевозить на своей полуторке — зерно, дрова, песок. После Победы она еще целый год крутила баранку.
Однако не забывала обещания, данного отцу, что получит высшее образование. Пришлось снова сесть за парту уже вечерней школы — за годы войны многое было забыто. И, как всегда, Анастасия стала лучшей ученицей.
Родной дядя, зная, как она любит детей, уговорил поступить в Казанский медицинский институт на факультет педиатрии.
После второго курса Анастасия вышла замуж за любимого человека, с которым встречалась шесть лет и которого ждала с войны.
Но семейное счастье оказалось недолгим, после тяжелых утрат она осталась с двумя детьми на руках. Растить их старалась в вере, заботилась, чтобы были здоровы и успевали в учебе.
Заполняли жизнь и маленькие пациенты, обожавшие своего внимательного и чуткого доктора — Анастасия работала участковым педиатром, позднее возглавила отделение детской больницы, потом стала главным врачом.
А когда дети крепко встали на ноги и получили образование, она решила уйти в монастырь.
«Беглянка» стала настоятельницей
Она поселилась в Муромском Свято-Троицком женском монастыре. Через шесть месяцев ее постригли в инокини с именем Ирина. Сложились теплые отношения с настоятельницей святой обители — игуменьей Тавифой, которая была уверена, что инокиня Ирина, ставшая ее правой рукой, никогда не уйдет отсюда. Однако судьба распорядилась иначе. Однажды митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай отправил в муромскую обитель из Павлова священника с предложением для энергичной инокини — восстановить в Абабкове женский монастырь, разрушенный в годы советской власти.
Настоятельница не отпустила ее. Отказала она ей и во второй раз.
— Придется взять тебя беглянкой, — сказал владыка, посетив как-то муромскую обитель.
Тогда она решилась уйти — другого выхода не было. Впоследствии матушка Тавифа простила ее — при встрече они долго беседовали, и обе плакали.
С любовью к людям
Так получилось, что матушка Ирина была вынуждена уйти в мир. Она возвратилась в Подмосковье, но не раз приезжала в Абабково, где ее тепло встречала нынешняя настоятельница монастыря матушка Никона.
В 2011 году матушка Ирина снова вернулась в родную обитель и постриглась в монахини, приняв имя Иоанна в честь святого Иоанна Крестителя, в день поминовения которого был совершен постриг.
— Мне неинтересно жить, не принося пользы, — говорит матушка Иоанна. — Я всегда была большой труженицей — и машину водила, и печки клала, и ремонт в квартире делала, даже замки в дверь сама врезала, а теперь нет здоровья.
Два года назад матушка Иоанна перенесла серьезную операцию на сердце, ей установили кардиостимулятор.
Вернувшись в монастырь, она взяла на себя уход за грядками. Но, по-видимому, не рассчитала силы, да и возраст уже дал себя знать.
В этом году ей исполнилось 92 года. У нее хорошая память, она по-прежнему читает много духовной литературы и много молится.
Дети навещают ее. Кстати, дочка вышла замуж за священника.
— Надо любить людей, относиться к ним с добром, и тогда они станут лучше, — убеждена монахиня. — Нельзя ни на кого повышать голос — грубость не поможет, особенно с детьми. Надо уважительно относиться к старикам, уметь держать себя в руках и стараться, чтобы дома была спокойная обстановка. Детей нужно воспитывать в вере, ходить с ними в храм, с ранних лет приучать их к труду и хвалить за добрые поступки. Семью, где вера и любовь, Бог не оставит.
Светлана ГУНДОРОВА.
Павловский район.