Posted in Семья
27.11.2014

Чудеса с помощью космических технологий

Первые шагиНа территории Нижегородского областного реабилитационного центра для инвалидов (НОРЦИ) есть небольшое здание, у входа в которое висит табличка с загадочным названием: «Центр кинезотерапии». Здесь совершаются чудеса: люди, ограниченные в движении, которые раньше не могли обходиться без костылей и инвалидных колясок, начинают ходить. Перенеся тяжелейшие болезни или травмы, они совершают свои первые шаги под присмотром специалистов и возвращаются к нормальной жизни. В этом им помогают в том числе космические технологии.

— Кинезотерапия — это лечение движением, — объясняет директор центра Александр Николаевич Куртин.

Он показывает оборудование, с виду напоминающее сложный каркас:

— Это разгрузочный костюм. Подобные используют для восстановления космонавтов, которые провели длительное время в невесомости, а в центре с их помощью учим двигаться инвалидов: пациент, оказавшийся в таком костюме, адаптируется к движению.

В соседнем зале идут занятия на подвесном оборудовании.

— Тренировки развивают глубокие внутренние мышцы, помогают человеку переосмыслить свою походку, — продолжает директор. — А вот этот тренажер, похожий на беговую дорожку, один из самых дорогих в центре. Когда пациент работает на нем, электрические импульсы поступают прямо к пораженным участкам мышечной ткани… Все эти и другие уникальные методики, разработанные учеными, позволяют добиваться хороших результатов в реабилитации.

Конечно, чтобы попасть на занятия по кинезотерапии, необходимо пройти обследование: врачи должны убедиться, что человек выдержит серьезную нагрузку.

Такого нет нигде- Все наши пациенты проходят реабилитационную комиссию, в которую входят психолог, врачи и другие специалисты, — рассказывает Александр Куртин. — Если решение положительное, определяем человека в дневной или круглосуточный стационар. Кстати, если инвалид живет в отдаленном районе области, ему не обязательно приезжать в Нижний Новгород, он может пройти комиссию заочно, просто отправив документы. Направление в центр можно получить в районном управлении социальной защиты населения, в больнице, где проходила операция, или у лечащего врача в поликлинике.

За год через центр проходит около тысячи пациентов. Как правило, это люди трудоспособного возраста, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, пациенты с заболеваниями суставов и позвоночника, те, кто перенес травмы, аварии, получил огнестрельные ранения. В центре проходят комплексную реабилитацию инвалиды после инсульта. Помогают здесь больным с бронхиальной астмой и запущенными бронхитами.

Важный момент: социальная реабилитация проводится бесплатно. Медицинские услуги в центре есть как бесплатные, так и за деньги, но последние на 10-15 процентов дешевле, чем в других медицинских центрах. Все пациенты получают шестиразовое питание.

Областной реабилитационный центр для инвалидов открылся в 2000 году. Через восемь лет к основному зданию пристроили стационар, рассчитанный на 35 коек, с зимним садом. Центр целиком оснащен по программе «Доступная среда»: широкие двери, пандусы, поручни, специальный лифт позволяют человеку на инвалидной коляске без труда попасть в любое помещение.

— Реабилитация означает восстановление, — говорит директор. — Наш центр — социальное учреждение. Когда медики добиваются стабилизации состояния больного, в дело вступаем мы. Учим людей даже, на первый взгляд, элементарным вещам: открывать дверь, поворачивать кран с водой, одеваться. Цель — вернуть человека к полноценной жизни.

В подтверждение сказанного заглянули в кабинет эрготерапии. Как объяснила специалист Ирина Анатольевна Миронычева, здесь пациенты с помощью тренажеров, напоминающих детские развивающие игрушки, восстанавливают социально-бытовые навыки, подвижность рук, ведь некоторым больным даже вставить ключ в замочную скважину бывает непросто.

Центр считается базой для разработки и создания методик и технологий реабилитации. С пациентами здесь работают не только доктора, но и социальные работники, педагоги, психологи, инструкторы лечебной физкультуры, то есть помощь оказывается комплексная. Например, в медицинскую часть программы реабилитации могут входить медикаментозная терапия, массаж, физкультура, физиотерапия, иглорефлексотерапия, механотерапия и водолечение.

Кстати, своим бассейном в центре гордятся, такого, как сказал директор, больше нигде нет, он оборудован специальным подъемником и поручнями, поэтому люди с ограниченными возможностями могут по-плавать и позаниматься гимнастикой в воде. Рядом с бассейном есть кабинеты, где лечат грязями и магнитами — это улучшает кровоснабжение, и соляная камера, где можно расслабиться и подышать.

В этом году в центре открылся стоматологический кабинет, полностью адаптированный для инвалидов, — это тоже часть создания доступной среды для людей с ограниченными возможностями, ведь в обычной поликлинике или больнице им не всегда бывает удобно.

Теперь я могу танцеватьПорой болезнь отступает с трудом, люди борются с ней годами, применяя неимоверные усилия воли. И все-таки за годы существования центра его сотрудники не раз становились свидетелями того, как люди расставались с инвалидными колясками и костылями, понимали, что их недуг — не приговор.

Пять лет назад Римма Михайловна Бабарика потеряла способность ходить. Однажды у нее, спортсменки, совершенно здорового человека, заболела спина. Врачи долго не могли поставить диагноз. Оказалось, что у нее гнойный абсцесс оболочки спинного мозга. Потом была больница, операции.

— Через полгода, когда меня выписали, я ничего не могла, даже сидеть, — вернувшись с занятия лечебной физкультурой, присев на скамью в коридоре, рассказывает Римма Михайловна. — Сюда, в центр, меня принесли на стуле и здесь пересадили в инвалидное кресло. Каждую ночь, лежа в палате, повторяла про себя: «Я встану, все равно я встану». Так страшно было думать, что больше никогда не смогу ходить…

В центре Римма Михайловна уже девятый раз, говорит, что ее выздоровление — заслуга здешних докторов : вначале они поставили ее на ходунки, с которыми она «носилась» по коридорам, потом на костыли. Каждое движение давалось с трудом, но стремление победить болезнь и система реабилитации дали отличные результаты: вторую группу инвалидности она сменила на третью, трудовую.

— Сейчас я могу двигаться, даже танцевать, хожу пока с клюшкой, а сын спрашивает, когда же я ее брошу, — говорит Римма Михайловна. — Недавно с детьми ездила на море и плавала больше всех.