Posted in Благовест
13.11.2014

Будь в Семенове готов посмотреть на мастеров!

Первое. Продолжим наши экспедиции по интересным природным местам области. Побываем там, где редко ступала нога человека. Думаете, нет таких мест? Найдем! Второе. Продолжим ретропутешествие в год 1896-й на Всероссийскую художественно-промышленную выставку, которая проходила в Нижнем Новгороде.Третье. У нас появилась еще одна тема, которую сегодня обозначим.

Город Семенов становится городом музеев. Вот появился еще один. Создала его Татьяна Стерденко. Она же заменила целый штат сотрудников: и экспонаты собирает, и реставрирует их. Словом, музей частный и посвящен мастеровым людям. В Семенове таковых было много, и память о них следовало когда-нибудь увековечить.

Шла Татьяна Ивановна к своей цели долго. Ее поддер-жали родственники. В роду Татьяны Ивановны многие были мастерами, имена которых остались в истории района.

 Каждая вещь в музее имеет историю. Прадед Татьяны Петр Егорович Смирнов жил в деревне Труново и имел лучшую в округе пасеку. Вплоть до закрытия скитов в XIX веке снабжал их медом, да еще продавал его за границу. Дочь Василиса Петровна ходила в церковь в лисьей шубе, сшитой местными скорняками. Больше ни у кого в округе такой не было.

Ее двоюродная сестра Мария, воспитанница Пафнутьевского старообрядческого скита, была знатной рукодельницей. От нее в музее самолично сшитый сарафан, вышивка белой нитью, наперсток.

Сарафану 150 лет, а его и сейчас носить можно. До чего красивые и крепкие вещи могли создавать предки!

А вот самовар, начищенный до зеркального блеска. Это от самой Василисы. Так и представляешь, сидит щеголеватая Василиса за этим самоваром, о женихах с подругами степенный разговор ведет. Почему степенный? Род старообрядческий, тут не забалуешь вольнодумием.

У другого прадеда на реке Санохте стояли мельницы, сам он и его дети жили в Малом Зиновьеве. Пачуевы — их фамилия, и много славных дел на счету людей из этого рода. В музее плетеный короб — дело рук деда Маркела Пачуева, а от другого предка, известного на всю округу сапожника Ивана Колесова, здесь колодки и сапоги. Сшить у самого Колесова сапожки считалось у семеновских модниц и модников особым шиком. Кстати, прожил мастер девять десятков лет, так что хозяйка музея еще из рода долгожителей.

Ветви прадедов были так крепки, что охватили полрайона. Купец Шарыгин, между прочим, был женат на Клавдии Ивановне Пачуевой. Она, судя по архивным документам, считалась одной из самых богатых невест города.

А вот недавний факт из истории рода: самым любимым в городе у детей и среди педагогов в семидесятые годы был Иван Афанасьевич Пачуев, директор школы № 4 (ранее школы-интерната). После себя он оставил не только добрую память, но и замечательную березовую рощу. Иван Афанасьевич — двоюродный дед создательницы музея.

Как же все родовые богатства сконцентрировались в одном месте? Это, наверное, покажется мистикой, но фамильные ценности сами выбирали себе хозяина. Некоторое время Татьяна Ивановна жила в Набережных Челнах, а из Семенова туда шли от родственников посылки со старинными вещами (о музее она тогда не думала). Родственники писали, что только она их сохранит, — мол, вещи сами к тебе просятся.

Вернулась в родной город, занялась предприниматель-ством (у нее швейная мастерская). Дом распухал от посудных горок, швейных машинок, которые она коллекционировала, старинных утюгов, керосиновых ламп, сундучков с приданым. И тогда она решилась.

— Выиграла грант, продала квартиру, очень помог глава администрации Николай Федорович Носков, — улыбаясь, рассказывает хозяйка музея. — И наконец-то получила возможность творить для души…

Есть еще одно мистическое явление. Вещи сами рассказывают о себе. Попала в музей удивительная по красоте деревянных кружев навесная горка, в потайном ящичке нашлись документы. Было это свидетельство Опритовой Нины Викторовны об окончании Нижегородской женской гимназии, здесь же документ, удостоверяющий, что ее отец Виктор Иванович закончил медицинский факультет Казанского императорского университета. Опритова-Серышева долгие годы работала в первой школе.

История с зеркалом вообще из разряда фантастических. Висело оно и в царское время, и во времена СССР в одном и том же месте старинного дома, где в последнее время располагалось общежитие для наемных рабочих. Попало в руки Татьяны Ивановны потемневшим, с наростом пыли на раме. Стала она зеркало реставрировать, а из «подзеркалья» какие-то бумажки выпали. Оказалось, что это купчая от 1864 года на тот самый дом, в котором зеркало и висело. Приобрел его купеческий сын Андрей Числавский у мещанки Аграфены Колчиной. А в 1919 году на дом была оформлена дарственная Вениамину Кожевникову.

Зеркало после реставрации заиграло. Говорят, что зеркала сохраняют образы тех, кто в них когда-то смотрелся. Вот только мы пока не умеем “извлекать” эти образы. Ничего, подождем — глядишь, со временем умельцы научатся. Вот тогда история жизни лесной провинции окажется еще и зримой.

Отец Татьяны Ивановны был знатным краснодеревщиком, мама делала мебель, а вот их дочь шьет, мастерит кукол, плетет из ниток старинные пояса. Богато одарили ее предки умениями.

В планах не только пополнение музея экспонатами.

— Многое задумываю! — признается хранительница. — Например, организовать мастер-классы по плетению старинных поясов, по изготовлению кукол и оригинальных женских украшений. Тревожит, что в девочках пропадает женское начало, иногда в ателье идут, чтобы пуговицу пришить…

Находится музей в двухэтажном деревянном доме купца второй гильдии Порфирия Строин-ского. Раньше, проходя мимо этого обветшалого строения, удивлялась: так жил самый знаменитый здешний купец, основавший детский приют и создавший фонд для бедных невест! А Татьяна Ивановна восстановила лепнину на потолке и стенах, отреставрировала лестницу — а недурственно, оказывается, жил купец.

И самое главное, уходя из дома, где вещи так много могут рассказать об истории страны, города, семьи, невольно задумываешься о своей родословной, о вышивках, сделанных руками бабушки, и о стремлении к красоте и гармонии, а это, согласитесь, немало.

Светлана БАРМИНА.