Posted in Семья
05.11.2014

Белая ворона

В нашей области есть обладатель редчайшей на сегодняшний день медали — «100-летие сухого закона России». Во всей стране обладателей такой медали сыщется не более трех сотен человек.В Севастополе недавно прошла ХХIII международная конференция по собриологии — науке о путях отрезвления человека и общества. В ней приняли участие ученые, политические и религиозные деятели из многих стран мира, осознавшие важность борьбы с алкоголизмом, курением и наркоманией. На нее пригласили и депутата земского собрания Лукояновского района, председателя Нижегородской областной общественной организации «Союз борьбы за подростковую трезвость», поэта, певца и композитора Николая Толкачёва.

— Николай Гаврилович, вы впервые были на таком большом форуме?

— Нет, в международных конференциях я участвовал и раньше, они всегда проходили в Севастополе. В этом году она впервые состоялась не в украинском, а в русском Севастополе.

— Как относятся иностранцы к нам и нашему пьянству?

— Отношение у них, к сожалению, стандартное. Зачастую у них понятие «русский» близко к понятию «пьяный». Особенно это касается наших туристов. Какими и где видят наших соотечественников за рубежом? В кафе, ресторанах, на вечеринках. Ведь пьют, и помалу не могут.

— Отчего это происходит? Почему же наши люди много пьют?

— По-моему, одна из главных причин — разгул алкогольной тирании по всей стране. Если раньше вином и водкой торговали в одном-двух магазинах, то теперь их значительно больше. И что самое поразительное и недопустимое, спиртное стоит рядом с продуктами питания, как будто это необходимый пищевой продукт! Это медленно, но неотвратимо действующий яд, наркотик, как ни крути. И по значимости и распространению он постоянно стоит на первом месте в мире. У героина только второе.

Идет самая настоящая алкогольная война, а она должна подпитываться новыми “бойцами”. Молодежь начинает участвовать в ней с безобидной, на первый взгляд, бутылочки пива.

— Но сухой закон многие не принимают и горячо возражают против него.

— Сухого закона многие боятся. Но он есть в нашей стране и прекрасно работает. У водителей, например, а также… в тюрьмах. Обходятся люди без водки, значит, можно.

Я знаю один поразительный пример. Жили в одном дворе семеро друзей. Гуляли, пили. Один из них попадает в тюрьму, сидит шесть лет. Выходит на свободу, а из друзей в живых осталось только двое! Четверо сгинули по пьянке. Парадокс жизни — от пьянки и смерти спасла тюрьма.

— С чего начиналась ваша работа по борьбе за трезвость?

— Еще во времена Горбачева я вел показательную комсомольскую безалкогольную свадьбу на стадионе «Локомотив» в Лукоянове. Ее снимало нижегородское телевидение. Пять лет назад познакомился с Владимиром Ждановым, профессором, председателем Всероссийской организации «Союз борьбы за народную трезвость». Полные единомышленники, мы подружились и стали работать вместе, в тесном контакте. Я никогда не пройду мимо курящих девчонок или мальчишек, пьющих пиво. Нравоучения здесь не воспринимаются, назидания не подходят. Обязательно заведу живой разговор: им надо знать, что такое курево, спиртное и к чему это их приведет. Этим должны заниматься и учителя, и родители.

— В чем еще конкретно состоит борьба с пьянством?

— В 2013 году я зарегистрировал Нижегородскую областную общественную организацию «Союз борьбы за подростковую трезвость». Он помогает мне и открывает двери школ, учебных заведений и других организаций. Веду уроки трезвости. Объехал Гагинский, Починковский, Шатков-ский и Лукояновский районы.

— Есть результаты этой работы?

— Уроки трезвости очень хорошо воспринимаются подростками. С ними у меня всегда отличный контакт.

— А на чьи средства живет «Союз борьбы»?

— Организация работает на мои личные финансы. Никто, ни одна организация никаких средств мне не дает. Транспорт, уроки, лекции, работу звукорежиссеров, подарки, буклеты, брошюры, книги — всё оплачиваю я сам. В год уходит примерно 250 тысяч рублей.

— И не жалко их?

— Нисколько. Будем и дальше работать. Борьба за здоровье наших детей остро необходима, и поэтому она будет продолжаться.

— У самого есть дети?

— Конечно, два сына: Иван и Антон, 13 и 16 лет. И я горд, что они не пьют, не курят и пока не собираются. Здесь важен и личный пример.

— А выпить никогда не хотелось?

— Никогда, ни разу. За всю свою жизнь я не выпил ни капли спиртного, ни разу не брал в рот сигарету и ущербным себя не чувствую.

— А сам вырос в непьющей семье?

— Нет, я вырос в семье и среди родных, которые все выпивали. В армии тоже многие злоупотребляли, на работе — тоже. Но я ни капли в рот не брал. Я очень хотел стать сильным, быть всегда трезвым, адекватным. Мне уж и не предлагали водку.

— Сейчас работается легко?

— Да не очень. Ведь нам навязали непоколебимое понятие: без выпивки никак нельзя! Мол, так и друзей лишиться можно. Среди всех людей ты как белая ворона. Я так и назвал свой последний альбом антиалкогольных песен.

— Эффективна ли антиалкогольная работа, которую проводят общественные организации?

— Выйдите на улицу и посмотрите, подростки уже страдают пивным алкоголизмом. Тут должны работать все в связке: школы и общественные организации, учителя и родители. Но прежде всего надо взрослым понять всю гибельность алкоголизма в нашем обществе. Многие, конечно, это прекрасно понимают, но не хватает силы воли бороться даже с собой. Сегодня все мероприятия заканчиваются банкетами.

— Оптимизма хватает?

— Я, конечно, оптимист. Страна придет к трезвости. Надо не ограничиваться надписью на пачке сигарет «Курение убивает!» или этикеткой на бутылке с водкой «Наркотик». Всё это не прекращает курение и не останавливает пьянство. Надо начинать с людей, с их внутреннего, духовного мира, с ребенка, с подростка.

Беседу вел
Александр КРЫЛОВ.