Posted in Семья
30.10.2014

Зачем морочили головы?

Всю прошлую неделю мы следили за тем, как в Швеции ловили будто бы российскую подводную лодку. Всплыла такая, показалась — есть фотодоказательства, правда, несколько нерезкие и мутноватые. Сфотографировавшись, лодка куда-то бесследно исчезла, оставив шведам озабоченность и неведение.Правда, в конце концов шведские военные признались, что всю неделю морочили голову всему миру. Никакой лодки не было.Зачем они это делали — попробуем разобраться.

Началась вся история с того, как шведская газета Svenska Dagbladet сообщила, со ссылкой на «надежные источники», что служба радиоперехвата Швеции якобы поймала некий радиосигнал. Передача велась, во-первых, открытым текстом, во-вторых, на русском языке, в-третьих, на частоте, которую обычно использует только российский флот и строго в чрезвычайных ситуациях. Из чего был сделан вывод: у русских моряков случилось что-то сильно неприятное. А так как никаких надводных российских кораблей в шведских территориальных водах не наблюдалось, «логично предположили», что тонет подводная лодка.

Пока люди в погонах пытались понять, что это такое они услышали, примерно из того же района и на тех же частотах неизвестный передатчик опять вышел в эфир. Как сообщается, на этот раз уже шифром и якобы узконаправленным сигналом, идущим аккурат в Калининградскую область, где располагается база Балтийского флота РФ. «Ну все, точно русские!» — решили шведы и подняли по тревоге всех. Флот. Армию. Полицию.

Тем временем Интернет подогрел страсти. Появилось сообщение, что ЧП произошло с новейшим подводным ракетоносцем «Дмитрий Донской». Возникли оговорки: ракетоносец не тонет, а участвует в секретных учениях, о которых российская сторона не оповещала. Словом, блогеры в Интернете потешились по полной программе, разыгрывая виртуальную трагедию.

Правда, коммодор ВМФ Швеции Йонас Викстрем был осторожен в высказываниях и не назвал конкретного «виновника» тревоги:

«Мы по-прежнему считаем, что информация разведки о происходящем заслуживает полного доверия. Как глава этой операции я, таким образом, принял решение увеличить количество участвующих в ней подразделений. При этом важно подчеркнуть, что наши действия все еще носят именно разведывательный характер. Наша задача — убедиться в том, действительно ли в указанном районе происходит, либо происходила недавно, какая-либо иностранная подводная активность».

А эксперты из шведской военной разведки снизили класс подводного нарушителя, считая, что это могла быть опять же новейшая российская сверхмалая подлодка «Тритон НН», так называемый «носитель легководолазов».

В шведских СМИ появились карты с отметками, где была обнаружена подводная цель. Сразу стало понятно, что подводному ракетоносцу «Дмитрий Донской» здесь делать было нечего. На этих глубинах ему трудно даже погрузиться, скрыв рубку лодки.

А тут еще одна закавыка: в эти же дни в этом районе появился нефтеналивной танкер NS Concord. Над ним, правда, развевался флаг Либерии, но юридический его адрес — порт Новороссийск. Несколько маневров танкера военным экспертам показались подозрительными. Можно было запросто предположить, что он маскирует действия таинственной лодки.

Головную боль усилил еще один факт: из Санкт-Петербурга вышел научно-исследовательский корабль «Профессор Логачев», специализирующийся на глубоководных исследованиях морского дна. Какова цель его похода, никому неизвестно. Но к сегодняшнему дню «Профессор Логачев» проследовал мимо и идет курсом в испанский город Лас-Пальмас.

Словом, неделя для шведских военных выдалась беспокойной.

Субмаринофобия

Боязнь подводных лодок у шведских военных застарелая. Шведская война с виртуальной (и не очень) подводной угрозой началась давно — в 50-60‑х годах прошлого века. Но сначала противолодочная оборона у шведов была на зачаточном уровне, потому как такие инциденты не были частыми. Обострение началось с 1970‑х, когда эпизоды с обнаружением в территориальных водах Швеции неизвестных субмарин начали происходить раз в пару лет.

Обычно береговая охрана, военные корабли и самолеты или простые рыбаки обнаруживали то перископ, то подлодку. Прибывшие по тревоге силы противолодочной обороны пытались найти лодку или выгнать из своих вод. Не останавливались они и перед применением глубинных бомб.

У шведской подводной «эпопеи» есть, как минимум, одно весомое подтверждение. Оно зовется дизель-электрической подводной лодкой С-363 советского Дважды Краснознаменного Балтийского флота. В 1981 году С-363, ведомая вахтенным офицером (им оказался замполит) и неопытным штурманом, сбилась с курса, чудом проскочила все мели, случайно попав в секретный узкий фарватер, и выскочила на камни в 30 метрах от берега рядом с главной базой ВМС Швеции Карлскруна.

Причем шведские моряки и пограничники ее не заметили ни ночью, ни утром! А нашел лодку рыбак, вышедший в море. В итоге нашу подлодку через 10 дней сняли с мели. На флоте ее прозвали «Шведский комсомолец».

Эта история привела к невиданному усилению шведской паранойи. Охота на неизвестные подводные объекты стала происходить очень часто, со стрельбой глубинными бомбами и масштабными операциями. Шведы даже создали специальные крайне маломощные торпеды и бомбы, призванные не топить подлодки супостата, а принуждать их к всплытию.

Однако в ходе поисков обнаруживалось что угодно, но не русские лодки. На морском дне шведы нашли даже километровую колею от гусениц. В другой раз — «мистический подводный объект». Спустя годы расследование показало, что чаще всего за русские лодки скандинавы принимали звуки, издаваемые тюленями и прочими животными. Также в роли субмарин СССР выступали «друзья» из НАТО, например английские ДЭПЛ.

После развала СССР все успокоилось на долгие 20 лет. И вот новый виток субмаринофобии.

И причиной для него могла послужить… российская подводная лодка.

На днях с Балтики, завершив госиспытания и войдя в состав ВМФ, ушла на Черноморский флот подлодка «Новороссийск» — головная в серии из шести единиц для этого флота. Путь ее лежал мимо шведских вод. Ей было несложно, не нарушая морских границ, простым шифрованным радиообменом с базой (стандартным для подводных сил) вызвать соответствующую реакцию у шведов. А далее — внимательно всеми имеющимися средствами разведки наблюдать за оперативностью, характером работы сил ВМС Швеции, считывая параметры интересующего нас оборудования кораблей, катеров и авиации в боевом режиме. Но это всего лишь наша фантазия.

Замучили НЛО

А вот это уже причина серьезная. Достаточно в Интернете набрать ключевую фразу «НЛО в Швеции», как тут же появится масса сообщений, причем настолько густо НЛО посещают эту страну, что может показаться: каждый швед хоть раз в год, но что-то необъяснимое видел.

Кроме НЛО, появились и НПО — неопознанные подводные объекты.

По данным американского исследователя Пола Стоунхилла, своего рода вторжение НПО началось в ноябре 1972 года. Тогда ВМФ Норвегии даже заперли в Согнефьорде несколько НПО, перегородив выход в море противолодочными цепями. Бомбили глубинными бомбами. Но «подводные объекты» просто исчезли. Газеты тогда писали, что на кораблях, участвовавших в операции, вышли из строя все радиоэлектронные приборы. Подозрение, как и ныне, пало на Москву, в которой обвинение отрицали.

И вот уже несколько десятков лет то норвежские власти, то шведские сообщают о подводных лодках, замеченных у берегов, во фьордах и шхерах. Странных случаев набирается от 10 до 20 в год.

Как уверяет полковник Виталий Шелепов, изучавший НПО, дело дошло до того, что в 1976 году шведы и норвежцы начали устанавливать в наиболее посещаемых местах минные заграждения. Но они просто исчезали. Как и торпеды, которыми иной раз обстреливали «подозрительные объекты».

В марте 1984 года очевидцы видели не только НПО, но и пловцов огромного роста с обтекаемыми шлемами на головах. Их тоже не поймали.

В 1989 году во время очередного визита фантомных гостей шведские газеты тоже писали, что «установили контакт» с одним из объектов, залегшим на дне. Посредством гидрофонов — подчеркивали специалисты. «Контактер» в итоге исчез.

А в сентябре 2011 года небольшой диск, носившийся вокруг яхты, шедшей у берегов Швеции, удалось снять на видео. Что это был за объект, который периодически нырял, никто так и не объяснил.

Но самая крупная и реальная находка случилась летом 2011 года, когда группа шведских исследователей под руководством океанолога Питера Линдберга отправилась в акваторию Ботнического залива. Цель у них была весьма скромная: разыскать на дне обломки произошедшего здесь столетие назад кораблекрушения.

Дело в том, что, согласно архивным документам, затонувший корабль перевозил некий уникальный сорт шампанского. Так почему бы не провести подводные изыскания, успех которых можно будет отметить бутылочкой игристого вина столетней выдержки?

Однако вместо шампанского сонар принес изображения чего-то круглого, находящегося на глубине 87 метров. Похоже было, что на дне лежит диск с узором из геометрически правильных фигур на его поверхности.

— За 18 лет профессиональной деятельности я не видел ничего подобного, — изумлялся Линдберг. — Эта штука абсолютно круглая.

Шведские и финские газеты подали находку океанографов как сенсацию. Вынесли информацию о ней на первые полосы. И, конечно же, предположили, что обнаружена «летающая тарелка». Уфологи полагают, что «тарелка» инопланетная. Самые пытливые углядели даже борозды, прочерченные на дне рядом с ней. И полагают, что они, борозды, возникли то ли во время аварийной посадки аппарата пришельцев, то ли тогда, когда он пытался подняться со дна.

— Объект может быть чем угодно, но если он окажется инопланетным, буду считать это большой удачей, — шутит океанограф. — Прежде мне никогда не везло в лотерею.

Но вот уже два года об этой находке ни слуху ни духу.

А может быть, НЛО и НПО оставили Швецию в покое? Такого не должно быть.

Отголоски «холодной войны»

Год назад в Швеции разгорелся огромный скандал. Тогда министр обороны Карин Энстрем заявила, что в случае военной атаки Швеция сможет продержаться не больше недели. Конечно, эта атака ожидалась из России. Что тут началось! Министра обороны обвинили в непатриотичности. Попытались выяснить, что же думает на этот счет простой народ. И оказалось, что 86 процентов шведов вообще не верят, что их армия в состоянии защитить страну в случае военной угрозы.

Вот тебе и лицо защитницы страны — армии.

За прошедший год шведские исследователи подготовили не один доклад, главными выводами были необходимость пересмотра оборонной политики и увеличение военных расходов. Однако подходящего повода для того, чтобы воплотить новую стратегию в жизнь, до сих пор не было. Его надо было придумать. И повод был найден, правда, еще из арсеналов «холодной войны»…

В это же самое время Эстония обвинила Россию в похищении сотрудника службы безопасности.

Финляндия заявила, что российские военные самолеты вторглись в ее воздушное пространство, а российские военные корабли вмешались в работу финского научно-исследовательского судна в Балтийском море.

НАТО утверждает, что российский самолет-разведчик ненадолго проник в воздушное пространство Эстонии 21 октября после того, как вплотную приблизился к воздушным пространствам Дании и Швеции. Разве не видно, что российская угроза скандинавским странам имеет место?

Можно предположить, что в обозримом будущем шведские политики усилят воинственную риторику и будут призывать обновлять вооруженные силы, объясняя это необходимостью противостоять возможной угрозе. Вероятно, военный бюджет действительно будет увеличен. Однако через несколько недель или месяцев нынешняя история забудется, подобно всем предыдущим. Политики, пресса и общественность найдут новую тему для массовых обсуждений, уже не связанную с подлодками потенциального противника, и, может быть, вновь переключатся на неопознанные летающие и плавающие объекты. Напряженность, какой бы она ни была, надо держать на плаву.

Обзор подготовил Вячеслав ФЕДОРОВ.