Posted in Семья
23.10.2014

Тепло бриллиантовых лет

«Это свет солнца, сгустившийся на земле и охлажденный временем». Но речь у него шла о камнях, а вот бриллиантовые годы, прожитые в любви и согласии, — другое дело. Не холодят они, а согревают душу теплом.

— Насыщенный у меня октябрь: и самому восемьдесят четыре исполняется, и у внука день рождения, и в колхоз когда-то в первый раз работать пришел, — перечисляет Владислав Федорович Храмов.

Но, конечно, главное октябрьское событие в семье — бриллиантовая свадьба. Шестьдесят лет прошло, а все живо помнится…

Закончив агрономическую школу, приехал Владислав тогда работать в колхоз имени Чапаева, поселился в селе Паромове Семеновского района. Пришел как-то раз книги почитать в передвижную библиотеку — и встретил свою судьбу. С первой же встречи лишился покоя.

— Лучше ее не нашел. Всем понравилась — и на вид, и характером. Никакого зазнайства в ней не было, — вспоминает Владислав Федорович — и будто светлеет лицом.

Работала Анна Андреевна в колхозной бухгалтерии. Веселая была — пела хорошо и даже на балалайке играла. В то время собиралась молодежь на «беседы».

— «Беседы» устраивались или «простые» — во всех домах по очереди, или «откупленные», когда «откупали» дом, платили хозяевам деньги, — рассказывает Анна Андреевна. — Все туда сходились, да с гармошками — ой, как весело было! На балалайке я от тетки играть научилась — сядем и поем с девчонками у окошка…

Будущей теще Владислав пришелся по душе.

— Какой хороший парень! Матерного слова не услышишь никогда, — говорила она дочери.

Но на предложение выйти за него замуж девушка ответила решительным отказом:

— Не пойду, пока разрешения твоей матери не будет.

Как счастлив был парень, получив наконец материнское письмо из Воскресенского, откуда он родом: «Если любите друг друга — благословляю вас».

Сватать суженую отправились уважаемые люди: ее двоюродный брат с женой, шофер и сам председатель колхоза. Отец Анны Андреевны был мастер валенки катать. Шофер говорит ему: «Дядя Андрей! Мы к тебе — валенки заказывать». — «У меня товару нету. В Горький съезжу — привезу!» — отвечает отец.

Тут уж засмеялись всей компанией:

— Да мы не за этим товаром — за дочкой твоей!

В сельсовет расписываться пешочком отправились, а не на машине, как теперь принято. И тортов трехэтажных на свадебном столе не было — мама ватрушек напекла. Зато весело было, гости от души наплясались.

— Дружно и мирно мы жили, — говорит Анна Андреевна. — Умный мой муж, хороший. Столько лет вместе, а ничем не обидел.

И с такой теплотой рассказывает, как ценит она своего мужа за его любовь, за помощь и бережное отношение.

А Владислав Федорович с благодарностью вспоминает, как учился в сельхозинституте, и жена во всем была ему поддерж-кой. И деньги ему в город присылала, не жалела, а ведь жили они тогда очень трудно. Но материальная сторона никогда не была для них главной.

— Я так считаю: не с богатством жить, а с человеком, — убежденно говорит глава семьи.

Жена Владиславу Федоровичу досталась работящая. Даже сейчас у нее в доме порядок, все постирано-поглажено, к столу приготовлено. А сама она знай только мужа нахваливает: «Все он любит, что сготовлю, молодец у меня мужик!»

В молодости подворье держали.

Работы Владислав Федорович не боялся — с детства не был лентяем. И судьба его ничем особо не отличалась от судьбы многих мальчишек его поколения. Хватил лиха, когда отец погиб на фронте. Двенадцатилетним подростком уже в полную силу работал в колхозе.

Трудовая закалка очень пригодилась ему в дальнейшем. После укрупнения колхозов работал в колхозе имени Свердлова агрономом, потом главным агрономом. Коммунист с 55-летним стажем, он долгое время был секретарем партийной организации (кстати, освободился от этой должности лишь недавно — возраст все-таки дает себя знать). О качестве его работы свидетельствуют награды.

Он рассказывает о памятных ему людях — председателях колхоза, бывших фронтовиках Борисове и Гореве, при которых хозяйство пошло в гору, и о том, как московский писатель написал книгу об их родном колхозе — «У подножья радуги».

Горько ему видеть сейчас зарастающие березняком поля:

— Пошел за грибами — и заблудился, не знаю, где нахожусь. Вдруг смотрю: «Мама моя, поле свое не узнал!» Заросло оно очень…

— А можно ли поля восстановить?

— Много надо выкорчевывать, да и некому сейчас работать, — с сомнением качает головой бывший агроном, но заканчивает так: — Затраты большие, зато техника сейчас есть. При желании все можно сделать!

Обоим супругам задаю один и тот же вопрос: «Как сделать семейную жизнь счастливой?»

— Надо уважать друг друга, чтоб согласие было, любовь была. Надо уступать, а не выпячивать собственное «я», — считает Владислав Федорович.

— Должно быть уважение, и понимать надо друг друга, находить общий язык. Не спорить, не ругаться — это главное, — делится рецептом семейного счастья Анна Андреевна.

Как видите, ответы схожи, хотя супруги отвечали порознь.

— Жизнь такая теперь, что и умирать не хочется, — улыбается хозяйка. — И пенсию платят хорошую.

Их свет в окошке — сын Юрий Владиславович. Работает он журналистом, а еще музыкальный, как и мать, поет хорошо, на гармони и баяне играет, даже в районном фестивале «Играй, гармонь!» участие принимал.

— Играть я его научила, — сообщает моя собеседница, — наклеила на каждую клавишу цифры, чтобы знал, какую нажимать. Он играл, а я пела…

Каждую субботу сын навещает родителей, помогает во всем. Дарит матери цветы. А для нее нет большей радости, чем когда останется сын ночевать в родительском доме.

«Бриллиантовая» чета — счастливые дедушка с бабушкой, у них двое взрослых внучат. Андрей работает в администрации Семеновского района, Юля — в ФОКе.

Висит на стене комнаты фотография: хозяева дома, совсем еще молодые. На другой стене — свадебный снимок: внук недавно женился. Что пожелать молодоженам?

— Чтоб любили друг друга всю жизнь, — напутствует Анна Андреевна.

Добавлю:

— Любили так же, как бабушка с дедушкой.

Елена МАТРОСОВА.

Фото Анастасии СЕРГЕЕВОЙ.

Семеновский округ,
с. Светлое.