Posted in Семья
21.08.2014

Во поле березонька стояла

Впору лесные делянки выделятьВ последние два десятка лет столько березок да сосенок на бывшей пашне повымахало, что можно уже, по словам главы администрации Лукояновского района Виктора Аганина, лесные делянки выделять.

Виктор Константинович приводит цифры, которые вроде бы бьют и по нему самому: в этом районе более 27 тысяч гектаров земель сельхозназначения не используются совсем, в некоторых бывших угодьях лес вольготно растет уже 15­20 лет!

Сейчас вряд ли продуктивно разбираться в том, что могли, но не сделали в свое время предшественники Аганина и руководители многих других районов, где ситуация схожая, и чего недоглядело прежнее областное руководство. Тем более что есть в чем посетовать и федеральной власти.

­ Самое главное, на эту тему у нас много говорят, спорят, но нет четкого взаимодействия, понимания того, что каждый должен сделать для выхода из непростой ситуации, ­ считает Аганин.

Надо сказать, и сам глава районной администрации спорщик не из последних. Горячо говорил, от сердца. Но ведь именно на такой неравнодушный разговор, на конструктивную дискуссию и рассчитывали организаторы выездного заседания рабочей группы (в закоперщиках ­ аграрный комитет и руководство Законодательного Собрания) по мониторингу закона “Об осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения в Нижегородской области”, которое состоялось в Лукоянове.

Да и разве мог не состояться заинтересованный разговор, если, по мнению председателя аграрного комитета Николая Шкилева, в нашей области несколько сотен тысяч гектаров необрабатываемых, неухоженных, по сути, брошенных земель сельхозназначения.

­ Задача управлений сельского хозяйства, министерства АПК и нашего комитета ­ сделать хотя бы что­то, чтобы изменить ситуацию к лучшему! ­ не менее горячо обратился председатель аграрного комитета к собравшимся в зале специалистам, начальникам управлений сельского хозяйства Лукояновского, Починковского, Большеболдинского, Гагинского, Краснооктябрьского, Шатковского и Первомайского районов. ­ В основном, конечно, причина в несовершенстве федерального законодательства, но мы же можем выходить с предложениями.

Уходят от погониСразу оговорюсь, что в нашей области немало добросовестных, радеющих за дело собственников земли. Речь не о них, а о тех, кто плюет и на землю, которую приобрел, и на контролирующие органы, которых такие, с позволения сказать, землевладельцы нередко обводят вокруг пальца. И не потому, что так уж хитры, ­ несовершенство федерального закона об обороте земель сельхозназначения, на основании которого принят и областной, позволяет им вести игры с землей.

“Что тут смотреть на безобразия! ­ воскликнет читатель. ­ Отобрать землю у такого “хозяина” ­ и вся недолга!”

Не спешите! Это щедрый закон нам говорит: “Не спешите!” Он чрезвычайно позаботился о том, чтобы нерадивых владельцев сельхозземель не беспокоили как можно дольше. Представитель областного министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Сергей Макаров привел немало примеров, когда правообладатели земельных угодий вообще не используют их по назначению либо в обороте находится лишь малая часть.

Но что поделать, если закон дает тому, кто приобрел землю, возможность в течение трех лет не заниматься ею по назначению, после чего собственник имеет еще два года на освоение. Пять лет! А когда контролирующие органы приходят­таки к нерадивому землевладельцу с целью оформления процесса изъятия земель, выясняется, что тот за месяц­два до истечения срока благополучно избавился от них, перепродав новому собственнику, тем самым уйдя от ответственности. И кто даст гарантию, что история не повторится вновь и что не будет потеряно для земли еще пять долгих лет? Дальше в любом случае возникнет проблема с введением зарастающих кустарниками и деревьями участков в оборот. Придется закупать технику, но отнюдь не сельскохозяйственную, а ту, с помощью которой выкорчевываются выросшие на пашне деревья.

Как устранить лазейки в законе, которыми столь успешно пользуются горе­землевладельцы? Многие участники встречи считают необходимым сократить пятилетний срок, о котором шла речь выше, до двух лет. По словам Сергея Макарова, такой позиции придерживаются и в областном минсельхозпроде, считая, что за два года возможно любой земельный участок ввести в сельхоз­производство. Однако некоторые участники встречи против таких изменений.

И ­ внимание! ­ поступило очень дальновидное предложение: необходимо законодательно закрепить, чтобы объектом проверки был не правообладатель земли, а объект права, то есть непосредственно земельный участок. Какая разница? Огромная! Дело в том, что проверку деятельности предпринимателя, юридического лица, согласно законодательству, можно провести только один раз в три года. Следовательно, если, к примеру, Роспотребнадзор проверил, то Росреестр или Россельхознадзор на следующий год уже не вправе провести проверку целевого использования земельного участка. Если же внести изменения в российское законодательство и объектом проверки сделать сам земельный участок, он станет более доступным для контролирующих органов.

Пока же, как сказал начальник отдела анализа, отчетности и взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления министерства госимущества и земельных ресурсов области Алексей Кирюхин, результаты не ахти: есть два положительных решения об изъятии земельных участков ­ одно, прошлого года, в Богородском районе и одно в этом году ­ в Городецком. На текущий момент в министерство поступили материалы по 10 земельным участкам. Из них на двух участках нарушения устранены. На четырех, как и предполагалось, быстренько сменились собственники, ушедшие от ответственности. По двум поступили в полном объеме административные дела, которые, вероятно, дают основания обратиться в суд по вопросу изъятия этих земель.

А если ударить
рублемЗа эту идею, как говорится, уцепились все участники встречи.

Сегодня за неиспользование сельхозземель по назначению взимается налог по ставке 0,3 процента от кадастровой стоимости. По мнению участников встречи, ставку налога необходимо увеличить до 1,5 процента.

­ Это, наверное, подстегнуло бы собственников к использованию земель сельхозназначения или же их продаже либо передаче в муниципальную или региональную собственность, ­ считает заместитель председателя Законодательного Собрания Евгений Морозов, который вел заседание. ­ Это может быть тем инструментом, который позволит эффективно использовать земельные угодья. Причем проект федерального закона об увеличении налоговой нагрузки до 1,5 процента уже существует, он приходил к нам, в Законодательное Собрание, из Госдумы, мы его поддержали. С тех пор прошло уже около года, но данному федеральному законопроекту почему­то до сих пор ходу не дают. Наш аграрный комитет выяснит, в какой стадии находится этот законопроект. Безусловно, надо всемерно способствовать скорейшему его принятию. С нашей стороны участие может быть в виде обращения Законодательного Собрания в Государственную Думу Российской Федерации. Надо быстрее принимать законы, которые будут способствовать реализации в целом программ по продовольственной безопасности и региона, и страны в целом.

Как подступиться к доле?Есть еще одна не решенная до сих пор проблема, имеющая непосредственное отношение к муниципальным районам. О ней с тревогой говорили участники встречи.

В области много земельных долей, которые относятся к невостребованной долевой собственности.

­ Недавно я побывал по делам в пяти хозяйствах Пильнинского района, ­ поделился с участниками обсуждения Сергей Макаров. ­ И везде, когда речь заходила о земельных отношениях, люди поднимали одну и ту же проблему: в районе 10 тысяч гектаров земель сельхозназначения относятся к невостребованной долевой собственности. Из этого огромного клина невостребованной долевой собственности Пильнинский район еще не оформил ни одного гектара. Причем хозяйства обрабатывают эту землю, подвергая себя риску получить штраф за использование земельных участков с нарушением действующего законодательства.

Такая вот абсурдная ситуация! Получается, пусть земля пропадает, лишь бы буква закона торжествовала.

Кстати, участники встречи считают необходимым выделять районам из областного бюджета средства на оформление земель.

Давно пора провести полную инвентаризацию земель сельхозназначения. Последняя инвентаризация проводилась в конце 80­х годов века минувшего.

­ Те материалы и те цифры, которыми все мы пользуемся, из тех далеких лет, ­ отметил Сергей Макаров. ­ А нам необходимо реально понимать, сколько мы сможем вовлечь в оборот сельхозземель из числа неиспользуемых. Одному региону с проведением такой инвентаризации не справиться, ее надо проводить в общероссийском масштабе, потому что она затронет не только земли сельхозназначения, но и земли лесного фонда, и земли особо охраняемых территорий. Это все надо решать в комплексе, на уровне финансирования Российской Федерации. Министерство АПК нашей области неоднократно обращалось по этому вопросу в Минсельхоз России, но пока реакции нет…

Общее дело
и решать вместеКак сообщил начальник государственно­правового управления аппарата Законодательного Собрания Виталий Ларионов, с недавних пор в компетенцию органов МСУ введен такой вид контроля, как муниципальный земельный контроль. В Законодательное Собрание обращаются руководители муниципалитетов с предложением разработать типовое положение, которое бы определяло порядок осуществления такого контроля. Важно предусмотреть принципы взаимодействия органов МСУ в рамках муниципального земельного контроля с соответствующими федеральными органами госвласти, наладить эффективный диалог.

В том же контексте можно рассматривать поступившие на встрече предложения о создании межведомственной рабочей группы, которая в постоянном режиме занималась бы рассмотрением проблем, поднятых на этой встрече.

Как заверил Евгений Морозов, все предложения будут внимательно рассмотрены. Что касается мониторинга закона об осуществлении оборота сельхозземель, он будет продолжен и далее, в других районах области.

Что и говорить, времени терять нельзя. Ведь, как было сказано на встрече, дело дошло до того, что с некоторых неэффективно используемых земель снимается плодородный слой… для продажи!

Николай РЯЗАНОВ.