Фермеры ждут запроса от государства
Но могут ли они ее удачно реализовать? Действительно ли сталкиваются с проблемой сбыта?
Николай Большаков, глава крестьянско-фермерского хозяйства, село Воскресенское Сергачского района. Занимается выращиванием капусты, моркови, огурцов.
— Невозможно не заметить активные действия нашего правительства после введения эмбарго на поставки в нашу страну продуктов питания. Тут же договорились, что у Казахстана возьмем много картофеля, у Аргентины — много мяса. Хотелось бы, чтоб и к нам, своим фермерам, обратились: уж вы, ребята, дескать, тоже постарайтесь, вырастите побольше, все возьмем. Вот бы мы воспряли духом, еще бы сильнее согнули спины, будучи уверенными, что не будем мыкаться со сбытом продукции. Пока не услышали таких слов. Значит, в продовольственном деле мы мало значим? Значит, так и будем маяться с продажей выращенного? Ведь куда только не тыкаемся, уступая в цене. К тому же случается, что заказчик-перекупщик обманывает, осенью отказывается от договоренности купить столько-то того-то, в чем весной заверял.
Скажу больше: меня может не интересовать даже цена, на хлеб все равно заработаю за счет объема произведенного. А вот надежность сбыта продукции очень бы облегчила наше бытие. Подсуетились бы в Москве, дали команду в первоочередном порядке закупать все произведенное на собственной земле. А чего не будет хватать, тут бы заграница помогла. Как бы оживилось наше сельхозпроизводство, с вытекающими отсюда благоприятными экономическими последствиями для сельчан! Да и качество продукции предстало бы иным. Да, можно привезти капусту из Израиля. Но пока она доедет до России, будет ватной. А с наших огородов ее с удовольствием поешь и без масла.
Ждем, очень ждем повышенного государственного запроса на свою сельхозпродукцию. Кстати, насчет постоянно согнутых наших спин я не преувеличиваю. Вот в моей семье к земле все склоняются в начале апреля, а распрямляемся только к Новому году. Без выходных, без праздников…
Нина Лосева, глава КФХ «Юнона», поселок Тумботино Павловский район. Сеют рожь, ячмень, овес, травы, выращивают картофель.
— Если с реализацией фуражного зерна особых проблем нет — скупает население, то продать рожь намного сложнее. А в закромах сейчас свыше 100 тонн плюс прошлогодние запасы. Звонили из Володарского района — предлагали по 4 рубля за килограмм — практически ниже себестоимости. В прошлом году продавали по пять рублей.
Невысокая цена на картофель — в Нижегородской области его стоимость самая низкая.
Мы более 20 лет занимаемся выращиванием картофеля, у нас несколько сортов. Когда только начинали, килограмм стоил 6 рублей, а солярка — в два раза меньше. Сейчас за картофель предлагают все те же 6 рублей, а стоимость солярки выросла аж до 30.
Пока картофеля убрали всего 40 тонн, но планируем получить более 100 тонн — урожай хороший. Реализуем его в детские сады, магазины, разные организации, а также частникам. Он пользуется спросом у населения.
То есть с реализацией особых проблем не было, только нынешняя цена не устраивает. Стараемся продать картофель до зимы. Хранилище есть, но оно нуждается в реконструкции. Пока средств на это нет, и хранить картофель можем только при температуре до минус 10 градусов.
В прошлом году начали разводить гусей, купили 30 голов. Сейчас их уже 100. Спрос на мясо есть: натуральное ценится.
В планах откорм бычков. Однако есть опасения, как будем сбывать мясо. Надеемся, что с введением ответных санкций против западных стран отечественным сельхозпроизводителям станет легче. Сколько сил тратится, чтобы вырастить урожай или содержать животных, обидно продавать за копейки.
Михаил Волков, глава крестьянско-фермерского хозяйства, село Чернуха Краснооктябрьского района. КФХ существует двадцать лет, специализируется на выращивании картофеля.
— Со своего поля, а оно сейчас 80 гектаров, собираю в разные годы от 1500 до 3000 тонн картофеля — когда как погода посодействует. На урожай, если переводить на усредненный год, грех жаловаться, вроде научился картошечку выращивать.
Со сбытом работаю по упрощенной схеме — зазываю перекупщиков. Да, теряю в цене, но на выезды на ярмарки, на рынки, уверен, меня просто не хватит. Да и будет ли экономическая выгода, если пускаться с моим товаром в дальнюю дорогу? Насколько знаю, на рынок в Нижнем надо еще суметь втиснуться. И там нашего товара явно в избытке, так что цена особо не заманивает. А вот дорожные расходы окажутся немалые.
Другое дело, что надо смотреть, сколько картофеля продать осенью, а сколько на весну оставить. Это тоже от особенностей года зависит. Если малый урожай повсеместно, то стараюсь на весеннюю продажу оставить побольше — цена явно поднимется. А если выдалось изобилие картофеля, так и весна не выручит, лучше поменьше оставить на этот период.
Что можно сказать о доходах? Пока в таких условиях хозяйствуем, что быть бы живу. Когда финансовые проблемы принимают особую остроту, то и вопрос возникает: стоит ли дальше себя мучить? Но и всплеск надежды следует: а может, наконец будет легче, выгоднее…
Наталья Балдова, жительница села Яковское Сосновского района.
— В нашем селе коров люди держат все меньше. У меня большое подворье — кроме коровы, три теленка и поросенок, но держать животных с каждым годом становится накладнее. Очень трудно реализовать молоко, а в Павлово возить на продажу тяжело. Летом выручают дачники, которые его покупают, а зимой нередко приходится выливать молоко скотине.