Песня золотой лозы
Все это изготовлено руками Владимира Павловича и его учеников.Послушно гнутся гибкие ивовые прутья в умелых руках, заплетаются в узоры виток за витком — точно песня складывается. Песня золотой лозы.
Редкая профессияТворческий путь мастера начался не совсем обычно: когда-то он долгие годы работал агрономом и о смене профессии даже не помышлял. Но колхоз развалился, и оставшийся без работы глава семьи принял решение «пойти по стопам» своего тогда совсем еще юного сына, который увлекался лозоплетением. Попросился в ученики к его наставнику, своему другу, и неожиданно получил отказ.
— Теперь я и сам так взрослым объясняю: «Учить плетению не буду, если захочешь, и так научишься», — улыбается Владимир Павлович.
А тогда лишь смиренно сказал: «Можешь не учить, только не прогоняй».
Было время упорного труда, одной специальной литературы сколько пришлось изучить. Не делал себе никаких поблажек: если новенькая корзинка казалась неудачной, разбивал ее безо всякого сожаления. Работать устроился в центр ремесел. Сейчас изделия мастера Владимира Батракова известны далеко за пределами Нижегородской области.
Кстати, сыну его довелось поступить без экзаменов на экономико-технологический факультет педагогического университета — за 1-е место на конкурсе лозоплетения. Изящный столик, изготовленный им тогда всего за четыре часа, отец сохранил на память.
Плетеная мебель украшает интерьер, создает особый уют. Но в доме мастера она надолго не задерживается — расходится по родным и знакомым. Супруга Валентина Ивановна довольна: у них всегда есть что подарить!
У тальника
свои секретыКорзина корзине рознь. Владимир Павлович показывает мне необычные: элегантную дамскую «Модницу», потом «неваляшку» с закругленным дном — уж такая не опрокинется! И плетение у них разное: «ажур» для нарядной отделки сверху, «косичка», что плетется, как девичья коса, очень красивое и очень сложное винтовое плетение…
Но любую, даже простую корзинку не сплести без правильно подготовленной лозы. Каждую осень после листопада мастер отправляется пополнять запасы для себя и своих учеников.
— На юге плетут из ротанга, это длинная, прочная лиана, а у нас больше всего подходит ива. Но не всякая годится, — вводит он меня в курс дела.
Растут в сырых местах средней полосы краснотал — белая древесина, красная кора, и белотал, который может быть зеленым, беловатым, желтоватым. Их-то и заготавливает мастер. Потом, прежде чем станут прутики золотой лозой, задает им жаркую баню — кипятит два-три часа в огромном десятиведерном баке.
Очистка от коры — трудоемкий процесс, на который у мастера уходит целая неделя.
— Знаете, как змеи снимают старую кожу? Пролезают через раздвоенное дерево, и она остается в развилке. Практически так же снимается «шкурка» с прута: зажимаю его круглогубцами и очищаю сначала комель, затем верхушку.
Последний этап — просушка на полу (обязательно россыпью) и калибровка. Владимир Павлович показывает, как он это делает: ставит прутья в прямое ведро и мгновенно разделяет их на три разных по длине пучка.
Приносить радостьУ каждого экспоната в мастерской своя история. На столе лежат заготовки — крученые шарики. Если насыпать в них гороху, получатся звонкие погремушки, какими в старые времена детей малых тешили. А еще они годятся на кукольные головы.
Владимир Павлович снимает с полки плетеную барышню — участницу Всероссийского фестиваля кукол в Москве. Эта красавица из лозы пользовалась огромным успехом, но в итоге потерпела фиаско. Оказалось, «правильные» куклы должны быть… безликими, а тут голубые глаза с ресничками, губы розовые. И лачить, сказали члены жюри, лозу не принято. Тут уж мастер не согласился: сил у детей еще маловато, изделия получаются рыхлыми, перевозить их трудно, а лак крепости придает. Долго с ним спорили, потом отступились: «Ну раз нравится — Бог с тобой!» А Владимир Павлович хитрость придумал: вместо лака клей ПВА использует, он почти незаметен.
Запомнился фестиваль кукол еще и знакомством с известным московским коллекционером галстуков. Подходит тот и спрашивает:
— А галстук можешь сплести?
Мастер не растерялся. На кукле бант был плетеный, снял его:
— Вот тебе галстук-бабочка!
Если увидит плетельщик что-то необычное, непременно постарается сделать. Так, в телепередаче про Филиппа Киркорова обратил внимание на изящную форму чашек голубого фарфора и загорелся смастерить такие же. Идея увлекла, вскоре появился целый чайный сервиз — с чайником, сахарницей, сухарницей да еще большой пузатый самовар в придачу, побывавший позднее на нижегородской ярмарке.
Настоящему мастеру не безразлична судьба его изделий. Однажды посетитель попросил сделать деревянные лапти. Из лыка плести эти старинные крестьянские башмаки много проще, чем из лозы, но все-таки сплел их и спрашивает:
— А для чего лапти?
— Надеть в последний путь!
Так и не отдал их Владимир Павлович: «Не для того мои изделия!» Золотая лоза должна приносить людям радость.
Плетеная эскадрильяВ Чкаловске гордятся знаменитым летчиком-земляком, Владимир Батраков и его ученики не исключение. Сплели они из лозы модели всех типов самолетов, на которых Валерий Чкалов летал. Среди них есть и тот, на котором под мостом рискнул пронестись отважный летчик.
Довелось Владимиру Павловичу выполнить и почетный заказ для музея В. П. Чкалова, как раз к празднованию столетия знаменитого земляка. Плетеная мебель, что принадлежала его родителям и была выставлена на веранде музея, пришла в негодность. Нужно было сделать копии. Полгода они вместе с другом, плетельщиком из Новинок Алексеем Константиновичем Пупковым, мастерили диван, тумбовый стол, кресла и стулья. Особого труда стоило разгадать секрет рисунка на столешнице.
— Хитрое сплетение, ромбами, и вся столешница ажурная. Из расколотого прута, из ленточек узор сделан, — нигде я такой не встречал, ни в одной книге, — вспоминает Владимир Павлович. — Постарался какой-то мастер в старину.
Кресло скорее напоминает трон. Вьются по его спинке цепочки лозы, обрамляя цветок лилии. Такие же лилии и на других предметах. Как оказалась плетеная мебель дивной красоты в простой семье?
— Отец Чкалова работал мастером-клепальщиком, зарплата у него неплохая была, — поясняет Владимир Павлович. — Поэтому жили они зажиточно, хотя семья была большая. Имели огромный сад, и, чтобы собрать урожай, приходилось нанимать рабочую силу. Вот за это-то, за «батраков», семью Чкаловых потом раскулачили.
— Был у них и пароходик, — рассказывает мастер местное предание. — Волька, как звали в детстве Валерия Павловича, отчаянным рос: летом Волгу переплывал — единственный из ровесников, а зимой на лыжах катался. В то время на берегу реки была рыночная площадь. Город лежал в низине, а на возвышенности жил богатый купец. Лучше лошади, чем у него, ни у кого не было. Съезжал купец к рынку на высокой скорости, лихо там разворачивался. Вот и поспорил с ним Волька, что лошадь обгонит на лыжах. Пообещал купец: «Не уверен я в этом, но, если обгонишь, пароход подарю». И ведь обогнал!
Главное — «живинка в деле»Есть у Владимира Павловича знакомые мастера, которые за дело берутся основательно, открывают цеха по производству плетеной мебели. Ему же заниматься этим недосуг.
— У меня дети, — поясняет мастер.
Детей у него, кроме собственных сына и дочери, ни много ни мало — более тридцати. Тех, кого тоже покорило искусство лозоплетения.
Старается воспитывать их патриотами. На стене — флаг России, портреты Михаила Кутузова и Дениса Давыдова в рамках из лозы. На полках изделия, посвященные победе уже в другой войне — Великой Отечественной. Военная техника. Устремленные ввысь купола катунской церкви в честь Преоображения Господня — макет очень похож на оригинал. Русская народная игрушка и утварь… У ребят, как и у их наставника, множество дипломов за победы в конкурсах.
О своих учениках мастер готов рассказывать бесконечно. Егор Исаков впервые перешагнул порог мастерской малышом-детсадовцем, дед уговорил принять. Теперь, пять лет спустя, он освоил тонкости лозоплетения на «отлично». Лауреат многих конкурсов. Другой ученик с большим успехом участвовал в выставке на питерском фестивале детей-инвалидов. Но эти ребята уже стали асами лозоплетения. А первое задание для начинающих — сплести карандашницу, да чтобы стенки были ровные и аккуратные.
Бывает, отвлекутся ребята, а Владимир Павлович меч плетеный вытаскивает:
— Сможете такой сделать?
Какое мальчишеское сердце устоит при виде оружия? Заинтересовались — занялись делом!
Потом уже сами ученики инициативу проявляют:
— Фильм смотрел про альпинистов, хочу ледоруб сделать.
— Ну давай сделаем!
Главное, чтобы «живинка в деле» зацепила (вспомните уральские сказы Бажова), и тогда уже никуда ребята не денутся: не отпустит их от себя золотая лоза.
Елена МАТРОСОВА.
г. Чкаловск.