Правда Канатьева
Их адрес не дом и не улицаПотому что ни в паспортном столе, ни в одном реестре не найти этой улицы и этих домов. Но они есть! Вот они, красавцы, стоят — и кирпичные, и деревянные, и многоквартирные, и индивидуальные. Живут в них семьи молодых работников ОАО «Самородок», те, что кормят нас с вами хлебушком да молочком. Разве что механизатор Александр Софонов постарше, дочерям 18 и 16 лет.
Всего в этих домах, построенных за последние три года, живет семь семей. Все они не нарадуются новому, со всеми удобствами жилью, благодарят за это руководителя хозяйства Владимира Федоровича Канатьева. Но почему даже после тяжелой крестьянской работы нередко подолгу не могут уснуть по ночам? Что тревожит новоселов? То тревожит, что чувствуют они себя, по их же выражению, «нелегалами».
Сели однажды вместе за стол доярка Елена Миридонова, механизаторы Иван Сипатов, Денис Холуденев, Владимир Макаров и Александр Софонов и изложили все свои тревоги в письме редакции «Земли нижегородской». А по нашем приезде в село Дубское добавили и другие подробности.
Ситуация и впрямь незавидная. Жители вновь построенных домов не могут получить прописку. Нет возможности и обзавестись своим садом-огородом, так как если нет формально у них жилья, значит, нет и земли при доме!
Неординарная завязка, не правда ли?
Наперекор печальной арифметике«Самородок» без Канатьева, скорее всего, давно бы приказал долго жить. Впрочем, он, тогда колхоз, умирал уже три с половиной десятка лет назад. Пойдя навстречу многократным просьбам районного руководства, строитель Канатьев согласился возглавить то, чего уже почти не было. Это вовсе не значит, что я начал со слишком уж далеких времен. Просто без этого не понять позиции Владимира Федоровича в ситуации, о которой говорится в письме, сути самого письма.
— Когда я пришел в колхоз «Самородок», урожайность была не более 6-9 центнеров с гектара, — вспоминает он. — А сейчас ниже 25-27 центнеров не опускается. Так было и в прошлом году, неблагоприятном по погодным условиям…
До наступления «лихих девяностых» хозяйство построило 192 квартиры! Конечно, и государство ссудой помогало. А с 1991 года словно обрезало. Как говорится, не до жиру, быть бы живу…
Насчет «живу» — не аллегория.
— В прежние времена в Перевозском районе было шестнадцать хозяйств, а сейчас осталось только четыре, — приводит Владимир Федорович бьющие в самое сердце крестьянина цифры.
Вот такая печальная арифметика получается! Да что там — трагическая, ведь за каждым исчезнувшим хозяйством изломанные судьбы многих семей, несбывшиеся надежды.
Смотрю на невысокую фигуру немолодого человека и с трудом удерживаюсь от вопроса, как это ему, Канатьеву, удалось выстоять в убийственные для сельского хозяйства времена. Не испытавшему в жизни крестьянской доли не понять этого в полной мере. Как не понять и того, откуда у Владимира Федоровича в его-то почтенные годы берутся силы, чтобы верным курсом вести свой корабль через многочисленные рифы. И при этом не брать ни рубля кредита, рассчитывая только на свои возможности.
И все же, кажется, я чуть-чуть приоткрыл для себя один из секретов живучести возглавляемого им хозяйства. Это умение заглянуть за горизонт, способность каким-то шестым чувством осознать едва обозначившуюся опасность и своевременно принять меры, чтобы увести из-под удара хозяйство.
— Несколько лет назад мы с особой остротой стали ощущать кадровый голод, — делится с нами Владимир Федорович. — Многие работники — предпенсионного возраста, не хватало механизаторов и работников других профессий. Как воздух нужен был приток молодых — прогресс на них держится! Но ведь молодым семьям нужно современное жилье. В 2011 году совет директоров ОАО «Самородок» принял решение о строительстве кирпичного дома.
— Вопрос стоял так: сначала землю надо приобрести в собственность хозяйства, а потом уж и строить, — говорит Владимир Федорович. — Земельные доли мы выкупили, земля перешла в собственность ОАО «Самородок», после чего начали строить жилье.
«Если принят такой закон, то плох закон!»Эти слова, вырвавшиеся у Владимира Федоровича, кто-то, возможно, посчитает крамольными. А по мне, каждый гражданин вправе оценивать принимаемые законы, в том числе и Государственной Думой. И уж тем более вправе выражать свое мнение люди, всю жизнь трудившиеся во благо своей страны, — такие, как Канатьев.
Не спешите объяснять горячность Владимира Федоровича эмоциями, хотя и без них здесь не обошлось. Да и как без эмоций, если ты вкладываешь всю душу, чтобы обеспечить своему хозяйству, а значит, и сельскому хозяйству района, ясную перспективу, как тут же набиваешь шишки.
Суть в том, что закон не разрешает строить жилье на землях сельхозназначения. Почему Канатьев не воспользовался для этого землями населенного пункта, в данном случае села Дубского?
— Свободной земли для застройки целой улицы в селе нет, — объясняет Владимир Федорович. — Если и удастся найти два-три места в разных концах села, то в этом случае надо выкупать землю у частника. А мы за приобретенные земельные доли и так уже немалые средства выложили. Что же касается земли, на которой мы сейчас строим целую улицу домов для своих работников, здесь многие десятилетия находились животноводческие дворы, другие хозяйственные постройки, которые давно снесены, вместо них построены новые комплексы в более удаленном от села месте. Там же, где мы строим дома, земля под сельхоз-производство практически не годится. Так что никакого урона сельскому хозяйству мы не наносим.
Но эта правда Канатьева разбивается об ограничения федерального законодательства, не предусмотревшего строительство жилых домов на землях сельхозназначения. Именно поэтому работники ОАО «Самородок» не имеют до сих пор возможности даже прописаться в новых домах и квартирах.
Закон, конечно, надо соблюдать. Но в то же время каждый закон следует поверять жизнью и вносить обоснованные изменения и дополнения. Из окон Госдумы или российского Минсельхоза не разглядеть, как бьется словно рыба об лед о непоколебимость статей закона один из лучших аграрных руководителей нашей области, а может, и всей России. Среди депутатов Госдумы немало тех, кто представляет Нижегородскую область. Найдите время, повидайтесь с Владимиром Федоровичем, вникните в ситуацию, которая, не исключено, подвигнет к решению выйти с предложением о внесении изменений в Земельный кодекс РФ.
У меня, журналиста, тоже есть вопросы к народным избранникам.
Читаю в Земельном кодексе, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Причем в составе земель сельхозназначения допускается наличие зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельхозпродукции.
Вот я и спрашиваю уважаемых депутатов: неужели в этом ряду не может найтись место домам, построенным тем или иным хозяйством для своих работников, в том числе молодым семьям, без которых ни комбайн, ни трактор с места не двинется?
Понимаю, при принятии закона, что называется, дули на воду: как бы поля коттеджами не застроили! Но на то и депутаты с министрами, чтобы все предусмотреть в законе и при этом не бить по рукам таким, как Канатьев.
Вопросы остаютсяВ сложившейся ситуации жители новых домов даже за жилье и коммунальные услуги заплатить сами не вправе, за них это делает хозяйство. Понятно, что людей все это не может не волновать.
Глава сельской администрации Александр Зюзин, конечно, рад, что благодаря хозяйству молодые семьи обеспечиваются жильем, которое для них не стоит ни рубля. Это в наше-то время!
В то же время земельные вопросы, как сказал Александр Петрович, находятся в ведении районной администрации.
По словам главы сельской администрации, в настоящее время в стадии доработки находится откорректированный проект генплана села Дубского. В нем, по заверению главы, будет учтена ситуация с земельными участками, на которых ОАО «Самородок» построило дома для своих работников. После утверждения генплана и общественных слушаний по этому документу появится возможность, как считает Александр Зюзин, перевести эти земельные участки из категории земель сельхозназначения в другую категорию — земель населенного пункта Дубское. И, следовательно, узаконить права жителей домов, построенных хозяйством.
Обращались новоселы и к руководству администрации Перевозского района. Минувшей весной пришел ответ от заместителя главы администрации Владимира Дудина. В нем говорится, что генеральный план села Дубского откорректирован и в ближайшее время будет направлен на согласование. (Замечу, что согласование он пока не прошел. — Н. Р.).
Есть ли уверенность, что после утверждения генплана земельные участки, о которых идет речь, будут переведены из категории земель сельхозназначения в категорию земель населенного пункта для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства? В разговоре с автором этих строк заместитель главы районной администрации ответил на этот вопрос утвердительно.
Как видим, процедура с корректировкой, согласованием и утверждением генплана столь растяжима во времени, что, не привлеки Канатьев начиная с 2011 года новым жильем в свое хозяйство молодых работников, не исключено, Перевозский район лишился бы успешного сельхозпредприятия. Причем ОАО «Самородок», повторю, строит дома исключительно на собственные средства хозяйства. Дома и квартиры сначала должны сдаваться внаем, а после десяти лет работы в этом хозяйстве работники получат их в собственность.
Однако у Владимира Федоровича Канатьева возникают новые опасения. После перевода земельных участков в другую категорию сельская администрация потребует с него уплаты за землю, на которой возведены дома, так как она станет муниципальной.
— Но я ведь уже уплатил за эту землю, когда выкупал земельные паи! — восклицает в недоумении руководитель хозяйства.
Все эти треволнения не заслоняют от него главной цели. Вот и еще многоквартирный кирпичный дом для работников хозяйства начинает строиться. А один из индивидуальных домов до сих пор пустует. Почему?
— Его мы построили для молодого агронома — выпускника сельхозакадемии, которого приглашаем в поддержку Ларисе Ивановне Титовой, проработавшей у нас 30 лет, — поясняет Владимир Федорович.
Вот она, правда Канатьева. 24 июня вернулся из армии Владимир Чичков и уже успел вселиться в новую квартиру! Еще до ухода на службу у Канатьева с ним была договоренность: возвращаешься из армии — устраиваешься на работу в хозяйство — получаешь новое жилье.
На заметку читателю: лишь один из семерых новоселов до получения жилья, построенного по инициативе Канатьева, работал в «Самородке». Чуете, к чему клоню?
Николай РЯЗАНОВ.