Настольный хоккей вместо шапки Мономаха
Арсенал — памятник архитектуры середины XIX века, строился в 1837-1843 годах по личному указанию Николая I для хранения военных запасов. Одно из самых крупных сооружений Нижегородского кремля протянулось от Губернаторского проезда до Пороховой и Дмитриевской башен. В арсенале хранились боеприпасы, неприкосновенный запас оружия и продовольствия.
До 2003 года здание находилось в ведении Министерства обороны, затем было передано Центру современного искусства, который активно взялся за реставрацию.
Во-вторых, приятно то, что открывшийся в Нижнем Центр современного искусства — первый в регионах России и первый в стране, разместившийся в историческом здании.
В-третьих, приехавший на торжественную церемонию Зураб Церетели предложил открыть в Нижнем еще и филиал Российской академии художеств, которую он возглавляет.
Все это замечательно. Как и то, что в арсенале, по словам Анны Гор, директора приволжского филиала Центра современного искусства, будет работать не только выставочный зал. Здесь будут проходить творческие встречи, фестивали, концерты, презентации и кинопоказы. Библиотека и медиатека также откроются для посетителей.
Пока сделана лишь треть работ по реконструкции. Спасибо архитекторам-москвичам под руководством Евгения Асса, не перечеркнули, а воссоздали, сохранили старинный колорит здания.
В выставочном зале — мрачные своды и стены красного кирпича. Ничего лишнего. Ощущение, что здесь должна находиться, например, шапка Мономаха или другие сокровища Оружейной палаты. На стенах прекрасно смотрелись бы «Утро стрелецкой казни» Сурикова или «Боярышня у окна» Маковского… Вместо них, мягко говоря, странные инсталляции.
«Метель» — по-пушкински красиво называется выставка, открывшаяся в обновленном арсенале.
Я обычный человек, с обыкновенным высшим образованием и гуманитарным складом ума, всю жизнь интересующийся искусством, непрофессионал, заметьте, т. е. среднестатистический посетитель выставки, никак не могу взять в толк, в чем же прелесть выставленных работ.
Вот детский настольный хоккей. Несколько игр стоит рядом на длинном столе. Вместо хоккеистов беленькие елочки и человечки, вырезанные довольно примитивно, как будто это делал первоклассник. Их можно чуть-чуть сдвигать (как предшественников-хоккеистов). Стол подсвечен голубоватым светом, а двигать елочки можно под музыку Чайковского.
«Чужие здесь не ходят» (Русский интерактивный пейзаж), — сказано об этой работе в материалах выставки. «Взяв за основу площадку от детского настольного хоккея, Сергей Шутов превращает ее в фантастический космодром для НЛО с подвижным еловым бором и застывшими от холода большеглазыми инопланетянами». Сказано хорошо… Почему только елочки и человечки такие некрасивые?
Откройте любой серьезный словарь. Передо мной, например, «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона». Читаю: «Искусство — отрасль человеческой деятельности, стремящаяся к удовлетворению одной из духовных потребностей человека — любви к прекрасному». К прекрасному, понимаете?
Какое отношение к нему имеют, например, работы, представленные на выставке группой «Коллективные действия». Эти люди представили на суд посетителей видео, фото и прочую документацию о проводимых ими акциях. Вот, например, экспонат под названием «Негативы (Акция № 77)». Как следует из ее описания, собрались несколько человек, которые выехали за город, повесили на ветку дерева два голубиных силуэта, вырезанные из какого-то плотного материала. Все это сфотографировали и представили на выставке. Думаете, эти «документы» — шедевры художественной фотографии? Отнюдь. Скорее, любительская съемка.
Опять цитата: «В ней (деятельность группы «Коллективные действия». — Ред.) главенствующую позицию занимает не результат, а процесс: не произведение как таковое, а подготовка, проведение и последующее обсуждение художественной (?! — Ред.) акции». Что ж, это заметно.
Большинство участников выставки — москвичи. Из нижегородцев только группа «Провмыза». Одна из ее работ — видеоинсталляция «Подснежник». Сюжет таков: человек идет по заснеженному полю. Ведет собаку на поводке.
— Поводок — символ зыбкости отношений человека и собаки, — объясняют мне авторы Сергей Проворов и Галина Мызникова.
Позвольте, видимо, у вас никогда собаки не было. О зыбкости отношений тут речи не идет. Собака — самый верный и преданный друг. Конечно, об этом можно снимать фильмы, сюжеты, видеоинсталляции, но уж если делать это, то так, как авторы фильма «Белый Бим Черное Ухо». Если планка ниже — уже не воспринимается. Почти 40 минут под гнетущую музыку практически на одном общем плане герой «Подснежника» идет по полю. На последних минутах появляется вертолет, вздымая снежный вихрь (красивые, кстати, кадры), и уносит собаку. Потом человек видит проталину, и вроде бы ему опять хорошо.
— Эта видеоинсталляция об одиночестве человека во Вселенной, — говорят авторы.
Ах, вот оно что!
Но все же на выставке «Метель» нашлось немного места и красоте. Инсталляция «Сольвейг» Леонида Тишкова. Снежная пустыня (снег, кстати, прекрасно заменила соль), подсвеченная тем же голубоватым светом, ледяная гладь озера, маленькая фигурка лыжника, бредущего по снегу. Сверху огромное небо. Меняющиеся картинки облаков можно наблюдать под музыку.
Современное искусство — это все-таки искусство. И так хочется к нему прикоснуться.
Надежда МУРАВЬЕВА.
Фото автора.
Н. Новгород.