Posted in Семья
19.05.2014

Нет хищника страшней огня

Каждый год в нашей богатой лесами полосе в весенне-летний период возникает угроза пожаров. На что способна вышедшая из-под контроля стихия, многие до сих пор помнят по событиям 2010 года. Они заставили пересмотреть политику охраны природных ресурсов и предотвращения чрезвычайных ситуаций.

С 28 апреля по 11 мая, на период праздников, в Нижегородской области вводился особый режим посещения лесов, ведь в большинстве случаев именно человеческий фактор служит причиной возгораний. При наступлении III класса пожароопасности посещение лесных массивов запрещалось в административном порядке. Под особый режим к концу майских праздников попало 52 муниципальных образования. В числе территорий, уже традиционно относящихся к наиболее уязвимым для огненной стихии, находится и Борский городской округ.

— В качестве профилактики данная мера себя уже оправдала, — комментирует ситуацию руководитель Борского лесхоза Михаил Спирин. — Посещаемость пригородных лесных массивов в праздничные дни сильно возрастает, но, увы, не все соблюдают правила общения с природой. Скапливается огромное количество горючего мусора, а небрежное обращение с огнем приводит к печальным последствиям. Считаю, что административные санкции дисциплинируют население и делают его ответственным за сохранность лесов. В напоминание об этом по всему округу вывешены информационные растяжки.

В прошлом году в Борском округе было зафиксировано семь возгораний, в позапрошлом — пять. Для сравнения, в 2010‑м их было сто, так что последние три-четыре года статистика держится в рамках допустимого. Но работы хватает, уповать на отсутствие аномальной жары и засухи не стоит.

Как говорит Михаил Евгеньевич, зона особого риска — торфяники, а их здесь немало. Очаг такого возгорания трудно сразу выявить, ведь он может находиться не на поверхности. Собственными силами такие пожары не всегда удается потушить. Для усиления боеготовности отработана четкая схема взаимодействия с МЧС и другими оперативными службами. Однако основная нагрузка по предотвращению подобных ситуаций ложится на участковых лесничих, которые следят за состоянием леса и за перемещениями его посетителей. Если организованные туристы проблем не вызывают, то любители возлияний на лоне природы ведут себя по-варварски и зачастую агрессивно реагируют на законные требования работников лесхоза. В таких случаях на помощь приходят полицейские.

Размер штрафа за нарушение правил посещения леса увеличивается, если оно совершено в период введения запретов. В непраздничные дни поводом для таких санкций служат IV и V классы пожароопасности. Для граждан несоблюдение норм будет стоить 2-4 тысячи рублей, для должностных лиц — 15‑30 тысяч, для юридических лиц — 400-500 тысяч. Лесничие наделены правами составлять административные материалы в случае выявления нарушителей.

Один из старожилов службы — Александр Лобашов. В его ведении 31000 гектаров леса, из которых 22000 находятся в аренде у лесозаготовителей. Александр Борисович взялся провести небольшую экскурсию по вверенной ему территории, за которой они следят вдвоем с напарником.

Участковый лесничий не просто выполняет сторожевые функции, а является контролирующим органом. Помимо противопожарной безопасности и охраны природы, он проверяет качество вырубки и других санкционированных работ в лесной полосе, занимается посадкой саженцев и удалением больных деревьев.

В Борском лесхозе Александр Борисович трудится с 1983 года. В былые времена в подчинении у него было тринадцать лесников, два мастера, конюх, два водителя и тракторист, а также небольшой парк техники. По этой причине многие проблемы удавалось решить собственными силами, не дожидаясь прибытия механизированного отряда. После реорганизации в начале 1990‑х система стала централизованной, и теперь оперативные силы выделяются лишь строго по заявке.

Сам Александр Лобашов родился в соседнем Семеновском районе. До армии закончил Краснобаковский лесной техникум. После демобилизации поступил в Свердловский институт лесного хозяйства. Получив диплом, Александр Борисович оказался на Бору, где и работает до сих пор.

Обращаясь к своему прошлому, он считает, что существовавшая в советских лесничествах система работала эффективней, штат был больше, а оснащенность лучше. Но и один в поле воин, если любишь свое дело. А по тому, как относится наш гид к окружающей его красоте, понятно, что он именно из этой породы людей.

Проезжаем мимо пораженного короедом ельника. На лице Александра Борисовича досада — столько деревьев придется вырубить. С приходом в деревни газа эти елки даже на дрова никто не берет. Кстати, вот такой сухой лес и является потенциальным очагом возгорания. Поэтому санацию нужно производить в любом случае — и для предотвращения дальнейшего заражения, и для профилактики лесных пожаров. Взамен вырубленного сухостоя необходимо посадить молодые деревья. Надо сказать, что стало трудно найти семена ели, так как много этой породы погибло в последнее время.

По пути следования патрульного УАЗа из зарослей появился компактный дачный поселок. Пока еще в нем нет постоянных обитателей, но скоро сюда приедут садоводы, а значит, необходимо будет инспектировать этот участок на предмет соблюдения правил проживания в лесу. Рядом с дачным поселком недавно был создан пожарный пруд, из которого можно экстренно производить забор воды для тушения.

Серьезных пожаров Александр Борисович не видел давно и боится сглазить, говоря об этом. 1 мая, будто наперекор введенному режиму, в 84‑м квартале произошло возгорание, которое заметили с патрульного самолета. Пожар охватил площадь около сорока соток. Механизированный отряд оперативно направил туда две машины и трактор, и огонь был потушен. Участковый лесничий провел на месте осмотр с составлением акта, и вокруг пораженной территории произвели опашку.

— На сегодняшний момент в парке Борской пожарно‑химической станции третьего типа находится в боевой готовности пять автоцистерн, — поясняет ее начальник Александр Елагин, когда мы решили навестить подразделение, чтобы воочию увидеть тех, кто противостоит огненной стихии. — Имеем два лесопожарных модуля на базе автомобиля ГАЗ-66, один модуль «Егерь-2» и микроавтобус «Соболь», также оборудованный специальными средствами. Помимо этого, есть пять единиц тракторной техники.

Несмотря на техническую оснащенность, на станции ощутимый некомплект людей. Александр Викторович с грустью констатирует, что на одну машину вместо положенных по штату пяти бойцов в наличии только один. Виной тому низкие зарплаты, существующие в отрасли. Так уж повелось, что социально значимые направления держатся у нас традиционно на голом энтузиазме. Будем надеяться, это отношение изменится. Тем не менее огнеборцы со своей задачей справляются, что вызывает истинное уважение.

Пока погода существенных опасений по поводу осложнения пожароопасной обстановки не несет, но работники лесного хозяйства по опыту знают, что самые тяжелые будни наступят с приходом июльского зноя.

Андрей ДМИТРИЕВ.