03.05.2011

Раненая гитара

Прирожденный врач
Однажды в детстве, катаясь на велосипеде, Нина упала и в кровь разбила коленку. Кровь остановили, ногу забинтовали. А ее вдруг осенило: «Я — прирожденный врач!»
Экзамены в медицинский сдала с лету, с первого захода. Быстро пролетели студенческие годы, заполненные занятиями в аудиториях, практикой в больницах, веселыми вечеринками с танцами, игрой в волейбол. И вот долгожданный выпускной и традиционная клятва Гиппократа.
В Кстове и окрестных селах люди старшего поколения добрыми словами вспоминают первого врача-терапевта Нину Павловну Фадееву, приехавшую в 1938 году по направлению Горьковского медицинского института. Ее считают пионеркой кстовского здравоохранения.
В то время больницы не было, а в приземистом одноэтажном деревянном доме по улице 1 Мая расположилась амбулатория.
Рабочий день был насыщен до предела. С утра до обеда — прием пациентов, вторая половина — посещение больных на дому в деревнях и селах. Транспорта не было, приходилось месить ногами грязь и снег по проселочным дорогам. Иногда выделяли лошадь с телегой. Это был праздник.
— Выходных, — вздохнув, произнесла Нина Павловна, — не было. А тут еще тиф свалился на голову, малярия, дифтерия. Коллектив амбулатории буквально падал с ног, но мы победили — эпидемии отступили.
Фронтовые дороги
На третий день войны врач Фадеева была призвана в действующую армию и направлена в военно-передвижной госпиталь 31-й армии Калининского фронта. Через несколько дней и ее муж Дмитрий пришел в военкомат.
Нина встретила свою любовь незадолго до войны. Дмитрий работал в Горьком бухгалтером. При этом замечательно читал стихи и пел под гитару.
Воевали они рядом, но встретиться не пришлось. Муж погиб в военное лихолетье. Нина Павловна, военврач, майор, часто вспоминает те годы:
— Наш госпиталь находился на передовой линии фронта. Тяжело было. Вздремнешь немного — и опять к раненым. До сих пор во сне вижу войну. Моя гражданская специальность — терапевт, а на войне, часто при свете керосиновых ламп, приходилось вставать и за операционный стол.
В редкие свободные минуты Нина Фадеева брала в руки гитару и пела «Темно-вишневую шаль», «Катюшу», «На границе тучи ходят хмуро». Потом медперсонал госпиталя, чтобы поднять настроение раненым, стал устраивать концерты, хотя врачи и медсестры сами порой валились с ног. И тогда на помощь приходил патефон.
А гитара? Какая-то шальная пуля пробила ее, след остался.
— Однажды в Москве, уже после войны, случайно встретила Андрея Кузьмича Филимонова, — рассказывает Нина Павловна. — Такая радостная встреча. На фронте он к нам в госпиталь поступил с обмороженными ногами. Выходили. В знак благодарности он подарил мне тогда красивое зеркальце, до сих пор его храню.
Кавалер ордена Красной Звезды врач Фадеева дошла до Восточной Пруссии. Победу встретила в Дрездене. Этот день самый счастливый в ее жизни.
Мои года — мое богатство
Демобилизовавшись, Нина Павловна вернулась в ставшее родным Кстово и по сей день живет там. Она так же энергична, бодра и нужна людям. В 1954 году по ее инициативе в городе был открыт противотуберкулезный кабинет, а когда развернулось строительство нефтезавода, она приложила все усилия для создания городской поликлиники.
Спустя годы Нина Павловна стала пропагандистом здорового образа жизни, лектором общества «Знание», частым гостем в военном училище, техникуме, школах, где проводит уроки мужества.
Она находит время и для творчества. Рисует, создает причудливые фигурки из веток и корней, пишет стихи.
Не смущают ветерана войны и бытовые трудности. Стирает вручную, убирается потихоньку и гладит старинным железным утюгом, который нагревает на газовой плите. Ей так хочется, чтобы волонтеры заглядывали почаще.
— Я не выхожу из дома, — говорит Нина Павловна, — но пообщалась бы с удовольствием. Охотно встречу у себя ребят, пусть хоть целый класс приходит.
Может быть, кто-то откликнется на этот призыв?

Григорий КУЗЯНИН.
Фото из архива Нины Павловны Фадеевой.
г. Кстово.