Posted in Благовест
03.04.2014

Как гвозди выжить помогли

Почти четверть века ходил он в морские походы, заходя во многие зарубежные страны. И в одной из них увидел нехитрый самодельный станок для изготовления гвоздей. Он очень заинтересовал русского моряка: простой, его и самому при желании можно сделать! Тщательно срисовал Василий станок, описал его и сделал необходимые чертежи. «Доберусь до дома и сделаю!» — решил он. Но служба, трагические события в стране, военное лихолетье Первой мировой отложили воплощение мечты.

Чертежами и рисунками станка заинтересовался сын Василия Федор. Он очень увлекся и тоже заболел идеей изготовления станка.

«Чего бы мне это ни стоило, но я сделаю его!» — твердо решил паренек. Василий стремился доказать отцу и всем окружающим, что русский человек нисколько не хуже заморских мастеров.

Отец слабо верил в инженерные способности сына и только усмехался, когда тот начал работу. Но затее не мешал, даже помогал советом и делом.

Больше года Василий мастерил станок. Все детали изготовлял сам, вручную. Для этого пользовался отходами, металлоломом: в кузнице ковал рыгачи, гнул железные дуги, нарезал резьбы, делал квадратные гайки. Свое слово упорный парень сдержал.

Первую партию гвоздей, на радость всем, они сделали вместе с отцом. Было это в тридцатых годах прошлого века.

Затем Федора призвали в ряды Красной армии. Там и застала его Великая Отечественная война. Как пригодился станок его семье!

Гвозди тогда были большой редкостью. Для селян их вручную изготовляли кузнецы. Из горна они вытаскивали раскаленные железные прутики и каждый гвоздь ковали на наковальне. Такие старинные четырехгранные гвозди с большой шляпкой до сих пор часто встречаются при разборке старых деревянных построек в селах. Но ковать их, да еще в массовом количестве, — дело долгое.

Как бы выжила в войну семья фронтовика Шлаитова, если бы не станок. Все-таки восемь детей! За изготовление гвоздей взялись дети. Труд их, конечно, оплачивался: кто картошечкой одарит, кто хлебца принесет…

Вернувшийся с фронта Федор Васильевич продолжал «гвоздильное» дело уже для собственных нужд. Станок служил верой и правдой.

Сейчас гвозди не дефицит, доступны всем, и станок отправили на заслуженный отдых. Сын Федора Николай с домочадцами подумали о станке-спасителе и определили ему более достойную и почетную судьбу: быть экспонатом музея. И теперь он украшает комнату крестьянского быта в Лукояновском народном краеведческом музее. А посетители с удивлением слушают историю станка.

Иван ПЕСЦОВ.