Свет в окошке
А берег все дальше…
Максиму и Алексею Смирновым, двоюродным братьям — ровесникам, по 13 лет. Живут они в разных поселках Выксунского округа, но отдыхают часто вместе.
Вот и в весенние каникулы Максим приехал в Досчатое погостить к бабушке и брату. Поселок на крутом берегу Оки — есть где развлечься пацанам.
В тот злополучный день, а точнее, вечер, братья подались к реке полюбоваться на ледоход, прихватив с собой фотоаппарат. Сначала щелкали на берегу, потом спустились на лед. Зрелище было захватывающим – мимо в стремительном хороводе неслись огромные льдины, сталкиваясь друг с другом и ломаясь, исчезая в бурлящей воде и снова появляясь на поверхности.
Подростки так увлеклись, что не заметили, как лед треснул под ногами.
— Кусок льдины, на которой мы стояли, оторвался, и нас понесло по течению, — вспоминает Максим. — Льдина качалась, было очень страшно.
Какие-то секунды — и берег уже недосягаем. Вокруг кипела темная вода, а маленький ледяной островок уносил детей все дальше и дальше.
Внезапно раздался скрежет, и льдина разломилась пополам. Мальчишки едва успели перепрыгнуть на другую, а та, на которой они только что стояли, скрылась под водой. Картина, которой они так восторгались всего несколько минут назад, теперь вызывала у них ужас и панику.
Быстрое течение несло льдину к середине реки, в любой момент она могла расколоться на части.
Бог помог. Их заметили на суше и позвонили спасателям. На берегу собралась толпа местных пацанов, которые не знали, как помочь друзьям. Бежали вдоль берега, чтобы не потерять из виду братьев.
К счастью, к месту происшествия оперативно прибыла дежурная смена аварийно-спасательного отряда во главе с начальником Юрием Севастьяновым.
Чтобы выручить ребят из беды, он принял решение воспользоваться деревянной лодкой одного из местных рыбаков, так как на резиновой, имеющейся у спасателей, опасно проводить такую операцию во время сильного ледохода.
— Главное, не паникуйте, стойте на месте, мы сейчас подплывем, — пытался он успокоить отчаявшихся подростков.
Слезы радости
Мы приехали в Досчатое в первый день школьных занятий после весенних каникул. Однако Алексея Смирнова не застали в школе – после того случая он заболел.
— Хорошо еще, не воспаление легких, — вздыхает бабушка Фаина Петухова. – Столько времени продержались в холоде. Когда я узнала, что случилось, чуть с ума не сошла. Внук был белый, как полотно, когда привезли домой на «скорой помощи». До сих пор не отойдет, ни с кем не хочет разговаривать.
Алексей живет с бабушкой и прабабушкой в небольшом домике на окраине поселка.
— Леша послушный мальчик, помогает дрова принести, со скотиной управиться, — рассказывает Фаина Васильевна. – Мы держим козу, кроликов и кур. Без хозяйства и огорода в деревне трудно.
Дом не газифицирован – на это не хватает денег. Живет семья очень скромно на две пенсии – едва сводят концы с концами.
Для пожилых женщин Алексей – свет в окошке. И учится хорошо, и в делах первый помощник.
— Представляете, что мы пережили, узнав, что Леша плывет на льдине, — всхлипывает бабушка. – Страшно даже подумать, что могли его потерять…
Вторая бабушка Алексея живет на соседней улице в многоэтажке. В тот день оба внука были у нее, затем отправились на реку. О случившемся ей сообщил старший сын по телефону.
— Не передать словами, какие чувства я испытала, это был шок, — вспоминает Нина Смирнова. — Сразу поднялось давление. Выбежала на улицу, а куда бежать – не знаю. К счастью, сын позвонил, что внуки живы.
Мама Максима, воспитывающая троих детей, тоже до сих пор не может спокойно говорить о пережитом.
— Мне позвонила свекровь и сказала, что Максим утонул, — вспоминает она со слезами на глазах. – Не помню, как мы мчались на такси в Досчатое. А когда увидела, что он жив, начала плакать уже от радости.
Мы застали большое семейство в сборе в родном поселке Дружба. Родители занимались ремонтом квартиры, Максим учил уроки. В первую ночь после того кошмарного случая он вообще не мог уснуть.
— Мы с Лешей фотографировали ледоход и не думали, что льдина оторвется, — рассказывает он. – А потом сильно испугались. Я думал: если утону, как будет мама жить? Леша не хотел прыгать на другую льдину, но когда мы все-таки перепрыгнули, наша утонула. Мы молились.
— Когда я посмотрела в Интернете видео, мне стало плохо, — признается Альбина Смирнова. – Жуткая картина — среди плывущих льдин два ребенка. Хорошо еще, у них хватило ума не прыгнуть в воду. Максим знает, что такое река – вырос в Досчатом. Он не глупый мальчик, и я уверена, что он не стал бы кататься на льдинах, как об этом сообщили в прессе.
На следующий день, отложив все дела, молодая женщина отправилась в церковь. Она уверена: дети выжили потому, что Бог услышал их мольбу. А еще она не устает благодарить начальника аварийно-спасательного отряда.
— Не дай Бог никому пережить такое, — говорит она. – Можно поседеть за минуту. Дети были просто на волоске от смерти.
Самая важная
работа
— Обстановка действительно была серьезной, — признает Юрий Анатольевич Севастьянов. – Лед шел сплошным потоком. Течение очень сильное. Ребята проплыли на льдине около пяти километров. Приблизившись к ним вместе со старшим смены Эдуардом Кулевым, надели на перепуганных детей спасательные жилеты и осторожно приняли их в лодку.
Лавируя между льдинами, спасатели отправились в обратный путь. На берегу их ждали коллеги, которые с помощью веревки вытянули лодку.
Дрожащим от холода и подавленным «путешественникам» оказали медицинскую помощь, но от госпитализации они отказались.
— Мы волновались, что операция по спасению детей может затянуться – уже темнело, подъехать к ним было бы еще сложнее, льдину несло на фарватер. Но спасение заняло не больше получаса. Повезло пацанам…
Юрий Севастьянов знает, что говорит, – вырос на реке. Заядлый рыбак. В разных ситуациях приходилось бывать. Если случалось, переворачивалась какая-нибудь рыбацкая лодка, бросались спасать всем миром.
— К сожалению, сейчас люди стали равнодушнее, — замечает Юрий Анатольевич. – У многих были на берегу лодки, но никто не спустил их и не поспешил на помощь ребятам.
Пока общались в его рабочем кабинете в Выксе, не переставая звонил телефон.
— Работы у нас хватает, — говорит начальник аварийно-спасательного отряда. – Выезжаем на серьезные ДТП, необходимое оборудование и навыки у наших ребят есть – прошли неплохую подготовку. Бывает, звонят одинокие старушки и просят отвезти их в больницу — фельдшерам со «скорой помощи» не под силу погрузить в машину больных. Приходится даже кошек спасать, снимая их с высоких деревьев по просьбе расстроенных хозяев.
А вот благодарность от людей спасатели, увы, редко слышат. Может, те забывают сделать это сначала с перепугу, а потом от радости, что все благополучно обошлось?
— Да мы и не ждем благодарности, — улыбается Юрий Севастьянов. — И героями себя не считаем. Это наши рабочие будни. Главное, чтобы все были живы
Его маленький внук Ваня гордится дедом и считает, что у него самая важная работа – спасать людей.
Светлана ГУНДОРОВА.
Выксунский округ.