Posted in Экономика
27.02.2014

Закон не писан

Как нас обслуживают в магазинах, на рынках и т. д.? Нередко далеко не лучшим образом. Не так давно, например, мне нахамили на лысковском рынке, когда я захотела сдать некачественный товар. Знакомая купила сотовый телефон, который сразу же намертво отключился, и с заменой его была настоящая маета.

Как борется с нарушениями подобного рода территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в Лысковском, Воротынском, Княгининском, Спасском районах? Рассказывает его начальник Татьяна Никитина:

— Мы проводим плановые проверки предприятий, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей не чаще одного раза в три года — в соответствии с Законом РФ «О защите прав предпринимателей и юридических лиц», принятым в 2008 году. Заранее разрабатываем план проверок, устанавливаем их даты. План регистрируется областной прокуратурой, с ним можно познакомиться на сайтах Генеральной прокуратуры и Роспотребнадзора. Кроме того, за три дня до проверки официально уведомляем о ней предпринимателей и юрлиц. И несмотря на все это, количество нарушений в сфере торговли и услуг не уменьшается.

В 2013 году в четырех районах проведено 557 проверок (в том числе по письменным жалобам, обращениям граждан), по их результатам составлен 501 протокол о нарушениях, причем нередко в одном протоколе речь идет о нескольких нарушениях.

Какие самые распространенные?

В продовольственных торговых точках всех районов процветает продажа товаров с просроченным сроком реализации. То есть мы порой покупаем потенциально некачественные продукты. За сроками владельцы магазинов не следят или банально хитрят, не желая выбрасывать просроченные консервы, колбасу, овощи… Читайте внимательнее все, что написано на упаковках, банках и т. д. Не поддавайтесь на удочку лукавых предпринимателей и выполняющих их железную волю продавцов.

Колбаса, рыба, мясо нередко, например в Лысковском торговом центре, хранятся не в холодильных витринах, а прямо на прилавке или витринах без холода. Такое можно нередко встретить и в соседних районах. Не покупайте такие продукты.

В том же Лысковском торговом центре, да и во многих магазинах не выполняются правила товарного соседства. Продукты, готовые к употреблению, соседствуют с теми, которым необходима термическая обработка. Надо ли покупать их? Вопрос риторический.

Но если некачественные продукты нередко удается возвратить, то покупателям сотовых телефонов и бытовой техники приходится гораздо сложнее. Товар им или не меняют, или это делают со скрипом, превращая сие действо в целую эпопею.

Мобильные телефоны в Лысковском районе сегодня самый «уязвимый» товар. Если, например, купить «сотик» в салоне МТС и он окажется с браком, вам предстоят муки ада. К кому обращаться с претензией, неведомо. В салоне нет информации о владельце, хотя эта информация, с адресом юрлица, должна быть в уголке потребителя. Даже на вопросы сотрудников территориального отдела продавцы отвечают: «Мы только продавцы, с нас не спрашивайте». В отделе, конечно, оказывают помощь обманутым потребителям в поиске юрлица, но почему в салоне не выполняются элементарные правила торговли?

Сейчас неисправный телефон бывает трудно обменять или получить за него потраченные деньги и в некоторых других салонах. Присылаемые результаты экспертиз гласят: «На телефоне обнаружены следы влаги». Стало быть, покупатели купают телефоны в тазах, ведрах или держат их на улице во время дождя и снегопада. Если вы принципиальный человек и чувствуете, что это полное вранье, лучше всего послать телефон на независимую экспертизу, за нее вам потом, если товар действительно бракованный, деньги будут возвращены (в судебном порядке).

Немало бывает нареканий и на продажу бытовой техники, в том числе сложной, дорогостоящей. Есть в Лыскове магазин «Эксперт», юридическим лицом которого является ООО «Электрон». На него в 2013 году поступило несколько жалоб. Люди, не сумевшие найти понимание в магазине и купившие там, по их мнению, некачественную бытовую технику, долго ждут результатов экспертизы. Автору этих строк известна история, когда даже суд назначал сроки экспертизы, но выполнены они не были.

Что сказать о других промышленных товарах, например одежде? У многих ИП в торговых центрах и на рынках, да и в иных магазинах нет сертификатов качества на товар, и вообще информация о нем мизерная. Продавец порой даже не может сказать, где сшиты блузка, костюм, сапожки. Ценники бывают просто смешными, с указанием только цен, тогда как на них должны присутствовать подписи предпринимателей, даты оформления ценников, название товара. Не исключено, что нас откровенно обманывают, но мы без церемоний берем все, что видим. А потом «молния» на юбке быстро расходится, на платье рвутся швы, у сапожек отходит подошва…

Не всегда, увы, сотрудникам территориального отдела после проверок удается достичь необходимых результатов. После беседы с руководством отдела сложилось впечатление, что те, кто предоставляет товары, услуги людям, чуть ли не откровенно могут заявить: «Не хотим менять товар, возвращать деньги» — и отстаивают до хрипоты свою «правду». Не хотят иметь сертификаты качества, выполнять сроки реализации продуктов и т. д. И, несмотря на предписания, протоколы, штрафы, повторяют нарушения! В 2013 году территориальный отдел из-за невыполнения предписаний направил в суд 76 исков. Как правило, они удовлетворяются.

Прошлый год был богат на обращения граждан в связи с навязыванием автовладельцам дополнительных услуг со стороны страховых компаний, о чем мы уже писали. При страховке машин, например, Росгосстрах почему-то взял за привычку ставить людям такое условие: страхуйте еще свою жизнь, здоровье или делайте дополнительную страховку транспортного средства, иначе вам будет отказано в заключении договора ОСАГО.

Остается добавить следующее. Федеральный закон «О защите прав предпринимателей и юридических лиц», как видно по всему, наносит удар по потребителям, связывает руки работникам Роспотребнадзора. Проверка ИП и юрлиц не чаще одного раза в три года не только помогает малому бизнесу, не «мучая» его частыми вмешательствами в его дела, но еще и играет на руку недобросовестным предпринимателям. Вывод? Потребителям надо чаще обращаться с письменными жалобами в территориальные отделы Роспотребнадзора, и не только когда не меняют негодный товар или не возвращают за него деньги. Мы порой купим «кашу» вместо консервов, несвежую курицу, рыбу с запашком и просто выбросим все это, ограничиваясь ахами и охами в адрес тех, у кого купили. Но лучше написать об этом в Роспотребнадзор, который проверит ваше обращение и проведет внеплановую проверку торговой точки. Это закон, к счастью, позволяет.

Галина ТЮЛИНА.

Лысковский район.