У нас есть будущее
— Георгий Валерьевич, вы в академии четверть века: учились, позже прошли по служебной лестнице от ассистента кафедры до декана факультета, проректора. Академия — ваш дом, вы досконально знаете ее жизнь на протяжении стольких лет. Скажите, когда работать было интереснее?- Сейчас. Мои коллеги и я, что называется, днюем и ночуем в академии: такое множество дел. День спрессован и пролетает мгновенно. Столько всяких идей, новых подходов, новых направлений, и мы нашей новой командой пытаемся их реализовать.
В вузе завершен первый этап очередной государственной аккредитации, нас проверяла очень серьезная комиссия Рособрнадзора. Руководитель группы экспертов проректор по научной работе Ивановского государственного университета Дмитрий Полывянный признался, что завидует нам. Известно, что деятельность любой структуры, предприятия, организации делится на различные этапы: периоды взлета, бурного роста сменяются стабильным существованием, за ним, если нет вливания свежей крови, неожиданных проектов, приходит период падения. Так вот, по оценке эксперта, наш вуз сейчас находится на этапе бурного роста, развития. А в такое время, по мнению Дмитрия Игоревича, работа самая интересная. И я с ним согласен.
— А кто решил, что академия развивается, да еще бурно? Это как-то можно оценить, есть четкие критерии?- Конечно, есть. Выводы сделала комиссия по аккредитации. Она скрупулезно проверила все показатели. 2010 год сочли провальным, а вот последние полтора года, с приходом в академию Александра Геннадьевича Самоделкина, оценены очень хорошо. По научной, учебной, международной и даже воспитательной деятельности мы резко вырвались вперед.
Работа вуза оценивалась не только по документам. Члены комиссии разговаривали со студентами, встречались с преподавателями, обобщили сотни отзывов работодателей о наших выпускниках и многое другое.
Научная работа рассматривалась отдельно. Когда выяснилось, что вуз за минувшие полтора года стал зарабатывать на науке в пять раз больше, чем раньше, эксперты сказали: «Не может быть!» Тщательно проверили все договоры, финансовые поступления, другие бумаги. Оказалось, что так оно и есть. Конечно, высокая оценка экспертов была приятна.
— Чему еще удивились эксперты
Рособрнадзора?- Например, тому, что академия имеет грант Евросоюза «Темпус». В скором времени ребята с зооинженерного факультета в рамках этого гранта уезжают учиться в Германию. Недавно, кстати, группа студентов агрономического факультета уже уехала на учебу в эту страну. Весной ребята с экономического факультета поедут за новыми знаниями в Эстонию и Болгарию. Академия ведет переговоры о том, чтобы студенты, прошедшие обучение за границей, получали двойной диплом.
— Для поездок за границу требуется владение иностранным языком. У вас такое обучение организовано?- Кто хочет заниматься этим серьезно, возможность есть.
— В академии разработана новая концепция образовательной деятельности вуза по различным направлениям. Какие именно направления выбраны как самые перспективные?- Самое главное — это расширение спектра специальностей для предприятий АПК. Например, недавно принята госпрограмма по развитию овощеводства защищенного грунта. При ее реализации потребуются специалисты, и уже сегодня мы приступаем к их подготовке, начинаем работать на опережение.
Кстати, в этом учебном году открыли новый профиль — «Электрооборудование и электротехнология». Специалисты очень востребованы. Есть еще программы, сегодня по ним проводим экспертизы, изучаем мнение работодателей.
Следующее направление — внедрение практикоориентированного обучения. Академия заключает договоры с передовыми хозяйствами, где студенты будут проходить стажировку два дня в неделю.
— Все студенты станут так учиться?- Будут созданы специальные группы на всех факультетах. Еще одно направление — электронное и дистанционное обучение.
— Расскажите об этом подробнее.- Абитуриент поступает в вуз, а учится дома. Преподаватели читают лекции по скайпу в режиме реального времени или в записи, студент задает вопросы, отвечает на тесты, раз в год по установленному графику приезжает в академию. Мы проверяем качество знаний, организуем дополнительные занятия. Они могут занять несколько дней или месяц — подход индивидуальный.
Все это оговорено в законе об образовании. Такой вид обучения подходит работающим людям, молодым мамам, инвалидам, тем, кто по какой-то причине не может надолго уехать из дома. Дистанционное обучение признано полезным во всем мире, поскольку открывает возможность получения образования, профессии для тех, кто раньше мог об этом только мечтать.
— Как известно, сегодня вуз готовит бакалавров по четырехлетней программе, и только по специальности «ветеринария» предусмотрено пятилетнее обучение. Но многим хочется иметь высшую квалификацию, пройти вторую ступень высшего образования. К тому же сегодня бакалавр не может быть принят, например, руководителем предприятия. Академия рассматривает работу в условиях магистратуры?- Мы начали эту работу. Сегодня лицензируем магистратуру по девяти направлениям: зоотехния, ветсанэкспертиза, агрономия, агроинженерия и другие. Условия соблюсти непросто, но у нас есть все возможности для ведения магистратуры.
— Это хорошая новость.- Есть еще хорошие известия. В предыдущую приемную кампанию Минсельхоз России выделил вузу грант на 20 дополнительных бюджетных мест, а на приемную кампанию 2014 года на 19 бюджетных мест больше по сравнению с предыдущим годом. Так оценена работа академии. Нашему коллективу наконец-то есть чем гордиться.
Беседу вела
Анастасия СЕРГЕЕВА