Деревня решила не ждать
Уголь «съедает» пенсию
День выдался на редкость морозным, поэтому по дороге в Богданово мы были уверены, что не встретим на улице ни души. Однако деревня не показалась безжизненной.
Около одного из домов заметили несколько человек.
— Ждем машину с брикетами, — пояснила Лидия Карпова.
Она оказалась хозяйкой этого дома. Переехала сюда из Павлова пять лет назад, когда вышла на пенсию. Богданово — ее малая родина.
— Дом купили, но отопление слишком дорого обходится, «съедает» всю пенсию — на зиму две тонны брикета надо плюс дрова, — вздыхает Лидия Николаевна. — В первую очередь в деревне газ нужен.
Вместе с пенсионеркой живут дочка с зятем. Они работают на Павловском автобусном заводе, но в день нашего приезда были дома — заводчан распустили на каникулы.
— Мы не жалеем, что переехали в деревню, — говорит Елена Спирюшкина. — Здесь чистый воздух, и жизнь обходится дешевле, чем в городе. Только работы нет, некоторые ездят в Павлово, другие — в Сергеево или Елизарово. Да и клуб несколько лет назад закрыли. А у нас много жителей, всего два дома дачников. С нетерпением ждем, когда проведут газ.
По плану газификация деревни приходится на 2019-2020 годы, тогда как в некоторых населенных пунктах, тоже входящих в состав Елизаровской сельской администрации, пуск газа не за горами.
Богданово несколько отдаленнее, граничит с Вачским районом.
— Не повезло, что мы по графику в числе последних на газификацию, — вздыхают сельчане-пенсионеры. — Уж больно долго ждать — доживем ли? Вот и решили собрать по 24 тысячи с дома на проект — хочется, чтобы быстрее газ пришел. Деньги для нас большие, но что делать?
Удивительные люди! Могли же, как и другие сельчане, ждать потихоньку, когда придет их черед газификации, тогда бы и проект вышел бесплатно. Тем более, ни у кого нет лишних денег. Ан нет — переживают, что зачахнет родная деревня, сорвется молодежь в город.
— Вы к Николаю Терешанцеву поезжайте, — советуют, — это его инициатива.
Против — ни одного
В Богданове 75 домов, где постоянно живут 170 человек, — самая большая деревня в округе.
В доме супругов Терешанцевых довольно тепло, но поддерживать температуру постоянной у хозяев не хватает ни сил, ни средств. За ночь батареи остывают, утром первым делом надо бежать топить. На зиму запасают пять тонн угля и две машины дров — в тридцать тысяч обходится это удовольствие.
— Если при советской власти тонна угля стоила 14 рублей, а зарплата у нас в цехе была 200, с лихвой хватало на жизнь, даже на сберкнижку откладывали, — рассуждает Николай Николаевич. — Теперь тонна угля — более четырех тысяч при зарплате в селе 7-8 тысяч. У меня неплохая пенсия, но и ее не хватает.
Николай Терешанцев работал начальником цеха по выпуску замочных изделий. Пять лет назад производство закрыли, в то время он уже был на пенсии.
— Простому народу туго живется, — сокрушается он. — Молодежь уезжает, не исключено, что к запланированному пуску газа здесь ее уже не будет. В округе уже пять деревень исчезли, а в Золине всего два жителя осталось. Вот почему я предложил землякам сделать проект за наш счет. Все дома обошел, только в десяти решили пока подождать.
Он подчеркнул, что это было добровольное решение жителей, собрал все подписи. Сам съездил в Нижний Новгород, познакомился с проектантами, затем последовал ответный визит.
— Сейчас проект в стадии разработки, — продолжает Николай Николаевич. — На это уходит от года до полутора, а дальше дело быстрее пойдет. Газ должен прийти в четвертом квартале 2015 года.
В договоре эта дата указана. Пока мы просматривали документы, Фаина Федоровна готовила пельмени. Мясо свое — супруги выращивают бройлеров.
— У нас некоторые даже по две-три коровы держат, — замечает Николай Терешанцев. — Здесь самое большое стадо в районе. Травы — коси сколько хочешь. Практически у всех мотоблоки. Только не ленись — заводи скотину.
И вода в домах почти у всех есть, — снова удивляет хозяин. — Мы и колодцы сохранили, бережем их — меняем срубы. Территорию у родника вблизи магазина обустроили, поставили пластмассовые трубы. И освещение у нас как в Москве. Дороги всегда расчищены. Живая и перспективная у нас деревня.
Правда, весной дороги в плачевном состоянии — не видели ремонта более 20 лет. Однако Николай Николаевич уверен, что дойдет очередь и до них.
— Закончим с газификацией — займемся дорогами, — обещает он. — Газ будет — молодежь отсюда не уедет. Наши трое детей живут в Сосновском районе, у них дома газифицированы. Никто из них не хочет в город.
В планах — развитие производства
На окраине села детсад, где всего четыре малыша. На противоположной стороне — школа, ставшая начальной с прошлого года. Теперь старшеклассников возят в Елизарово и Сосновское.
Подъезжаем к цеху, где завершилась трудовая биография Николая Терешанцева. Теперь здесь частное предприятие — ООО «Завод металлоконструкций», где, как и прежде, выпускают замки.
— Раньше тут работали 170 человек в две смены, — вспоминает Николай Николаевич. — Сейчас всего шестеро.
Знакомимся с одним из рабочих. Андрей Секачев тоже трудился здесь два десятилетия до закрытия цеха.
— Конечно, здорово, что снова возобновилось производство, — радуется он. — Где только не пришлось поискать работу, пока цех пустовал, — и в Павлове, и в Сосновском. Сейчас не надо никуда ездить.
Зарплата пока не столь высока — производство только набирает обороты. Выручает подсобное хозяйство.
— Две коровы, поросята и телята, — рассказывает Андрей Секачев. — За счет этого и держимся.
Пообщались мы и с молодым руководителем предприятия. Денис Кулыманов живет в районном поселке, но в Богданове каждый день.
— Практически с нуля пришлось начинать, — вспоминает он. — В помещении было пусто, сам все станки завозил. Сейчас у нас шесть прессов.
Он показывает заводскую продукцию — навесные замки, пока их два вида. Начали изготавливать штампы для выпуска свадебных замков в форме сердечка.
— Надеемся развивать производство — площади позволяют, — говорит Денис Александрович. — В планах — холодная штамповка, постепенно будем приобретать новые станки. Газ нам тоже нужен, для завода электроэнергия невыгодна. Так что мы тоже будем участвовать в сборе средств на проект.
Когда власть
и люди — заодно
На территории Елизаровской администрации 11 населенных пунктов. В этом году газ должен прийти в Малахово, проект уже готов.
— Существует определенный порядок, мы не можем газифицировать какую-нибудь деревню вне очереди, — говорит глава Елизаровской администрации Александр Соков. — А поддержать инициативу жителей Богданова — наша обязанность. В прошлом году помогли им с водоемами — на одном восстановили плотину, второй углубили, в этом году запланирован ремонт дорог — деньги на эти цели есть.
А вот восстановить Дом культуры в Богданове, по словам главы сельской администрации, в ближайшее время не получится — слишком много затрат.
— Мы приложим все усилия, чтобы газ в Богданово пришел быстрее, — продолжает Александр Юрьевич. — Там действительно очень дружные люди, которые не боятся трудностей. Однозначно поможем.
Такое же обещание мы услышали и от главы администрации Сосновского района Анатолия Зимина.
— Газификация района должна завершиться в 2020 году, мы идем с опережением, — сказал он. — Ускорить пуск газа в деревню Богданово — это общее решение жителей. Наша задача — помочь им в продвижении проекта.
Светлана ГУНДОРОВА.