Гомеопатия для буренки
Канадские ученые решили вывести породу коров, представители которой будут вырабатывать метана меньше, чем нынешние буренки. Научные деятели всерьез обеспокоены тем, что животные в настоящее время вырабатывают огромное количество газа, а именно три четверти от мировых выбросов. Тревога их не напрасна. Например, на днях на одной из немецких ферм прогремел взрыв, причиной которого стала высокая концентрация метана.Но у западных ученых одни приоритеты, а у наших, российских, совсем другие. Сотрудники научно-исследовательского ветеринарного института Нечерноземной зоны РФ, расположенного в Нижнем Новгороде, разрабатывают шесть направлений. И каждое перспективное.
Чем лечат насморк у телят
Когда-то институт был одним из крупнейших научных ветеринарных центров страны. Численность его сотрудников составляла 220 человек, а занимались они самыми различными исследованиями.
Сейчас масштабы научной деятельности куда скромнее. Сотрудники института занимаются борьбой с фасциолезом, лейкозом, туберкулезом крупного рогатого скота, падежом молодняка, болезнями телят и повышением воспроизводительной функции коров.
— Направление наших исследований выбираем с учетом регионального запроса, — говорит Павел Сисягин, директор института, профессор, доктор ветеринарных наук, член-корреспондент Российской академии сельскохозяйственных наук. — Все разрабатываемые нами проблемы важны для Нижегород-ской области. Возможно, в меньшей степени это касается туберкулеза, поскольку регион считается благополучным в отношении этой болезни. Но мы работаем на всю Нечерноземную зону, и в некоторых областях, например в Рязанской, животные подвержены заболеванию.
— У нас нет своей экспериментальной площадки, — рассказывает Зинаида Косорлукова, заместитель директора института. — Поэтому заключаем договоры с хозяйствами, там применяем свои наработки.
Два года назад в институт обратилось ФГУП «Центральное»
Кстовского района. В хозяйстве никак не удавалось сократить падеж молодняка. Рассчитывали с помощью ученых хотя бы на 10‑15 процентов снизить смертность телят. Проблему удалось решить полностью. Очень помогла в этом особая сыворотка. Делают ее из крови переболевшего животного, причем для каждого хозяйства нужно изготовить свое лекарство, поскольку набор антител в крови животных конкретного предприятия свой. Метод этот известный, применяется не только в нашей области, но нижегородские ученые в комплексе с сывороткой использовали фитолекарство. Подобрали определенный набор трав, которые имеют бактерицидное, противовирусное, иммуномоделирующее действие, изготовили настойку на спирту.
— Мы много внимания уделяем разработке фитопрепаратов, — говорит Павел Николаевич. — Во-первых, производство их не так дорого, травы можно найти в нашем регионе. Во-вторых, для того, чтобы их использовать в хозяйствах, достаточно получить разрешение в областном ветеринарном комитете.
Когда-то нижегородские ученые разрабатывали химические препараты. Но сейчас для института это непосильный груз. Финансирование сокращено до минимума, а для того, чтобы изготовить лекарство, требуется дорогостоящее сырье. Если препарат докажет свою состоятельность, прежде чем он поступит в широкое производство, может пройти не один год.
Поэтому институт пошел по другому пути. Сотрудники работают с уже известными препаратами, но проверяют возможность их использования при других болезнях. Например, есть лекарство, хорошо известное в медицине, им лечат грипп у людей. Ученые рассматривают возможность его использования в ветеринарии, допустим, для борьбы с респираторными заболеваниями телят. Если опыты дают положительный результат, препарат патентуют с новым назначением.
Эффективность
по публикациям
Проблема финансирования для института одна из самых важных. Решить бы ее, и тогда можно замахнуться на широкие горизонты, но… В конце прошлого года пришла весть об очередной реорганизации. Теперь институт подчиняется не Россельхозакадемии, ее вообще упразднили, а Российской академии наук. Хорошо это или плохо для ветеринарного института, сказать пока сложно. Но госзадание на этот год получили в гораздо меньшем объеме, чем раньше.
— Третий год работаем по такой системе, — рассказывает Зинаида Яковлевна. — Получали заказ на библиотечные услуги, фундаментальные и прикладные исследования. А тут поступил только на фундаментальные исследования. Как теперь перестраивать свою работу? Чисто фундаментальных исследований у нас нет, они идут в комплексе с поисковыми и прикладными… Кроме того, теперь нашу деятельность будут оценивать по количеству публикаций и по числу цитирований авторами научных работ. Стоит ли говорить, что статьи в журналах, сборниках публикуют, как правило, на платной основе. А у нас финансирование таких расходов не заложено.
Улитки могут быть опасны
Сотрудники института, несмотря на трудности и препятствия, продолжают исследовательскую деятельность. В одной из лабораторий изучают неспецифические реакции при проведении анализа на туберкулез. Довольно часто пробы, взятые для определения болезни, дают результат, который заставляет ветеринаров задуматься.
— Дело в том, что и микобактерии, характерные для туберкулеза, и ряд других бактерий вызывают аллергические реакции, — говорит Елена Лискова, старший научный сотрудник, кандидат ветеринарных наук. — И мы должны выяснить причину, которая вызвала определенную реакцию.
Сотрудники лаборатории разрабатывают методы дифференциации при проведении диагностики туберкулеза. Методика определения заболевания давно известна — микобактерии стойки к кислоте и щелочи. А наши ученые применяют различные концентрации и экспозиции этих веществ, чтобы в парных пробах можно было выявить бактерии, которые и дадут ответ на вопрос: чем инфицированы животные. Сейчас идет наработка методов в условиях лаборатории, затем будут проводить эксперименты на мышах и только потом займутся исследованием материала, взятого у коров.
В соседней лаборатории разрабатывают другое направление. Буренки во время прогулок на пастбище нередко заражаются фасциолезом. Вызывает болезнь паразит, в качестве промежуточного хозяина использующий моллюсков, улиток… Животные, поедая траву или во время водопоя, заглатывают пораженные организмы. А через сутки паразит добирается до печени коровы. Победить вредителя можно с помощью синтетических препаратов, но они убивают не все формы, да и на состояние организма животного влияют не лучшим образом.
И Владимир Горчаков, старший научный сотрудник института, кандидат биологических наук, стал исследовать возможность использования и для профилактики фасциолеза, и для борьбы с паразитами кормовых трав. Оказалось, чтобы нейтрализовать фасциол, требуется не одно действующее вещество, а целый комплекс. Растение должно содержать витамины, определенные кислоты в нужной концентрации. Самый оптимальный состав таких веществ содержится в бобовых. Против фасциолеза хорошо работает козлятник, сейчас исследуют возможность применения для борьбы с болезнью люцерны.
— Применяли наработки на севере обрасти, в Уренском районе, — рассказывает Владимир Викторович. — Результатов добились отличных. Сейчас работаем с двумя хозяйствами Вачского района. В «Монолите», до того как начали сотрудничать, процент болеющих фасциолезом животных достигал 25 процентов, в «Земледельце» — 50. Сейчас соответственно около нуля и меньше 25 процентов.
Не менее актуальна проблема стресс-коррекции коров во время запуска, отелов. Для этой цели, как выяснилось, подходят органические кислоты. Сотрудники одной из лабораторий института составляют смеси. Например, из лимонной, янтарной и аскорбиновой кислот. Все эти вещества вырабатываются в организме животного, но в стрессовых ситуациях, к которым, конечно, относятся периоды запуска, отелов и послеродовый, этих кислот не хватает. Ученые нашли оптимальные дозы и самые благоприятные сроки применения веществ.
— Сейчас мы разрабатываем другое направление, — говорит Надежда Торопова, ведущий инженер-биохимик. — Исследуем методы коррекции иммунобиохимического гомеостата у коров перед отелами и после. Наметили, какие препараты будем использовать, составили план исследований. Сотрудничать с нами будет сельхозпредприятие, расположенное в селе Запрудном Кстовского района.
— Работа у нас очень интересная, — добавляет научный сотрудник Ольга Захарова. — Заставляет думать, анализировать, искать наи-более легкие, оптимальные пути решения поставленной проблемы.
Юлия МИНДАЛЁВА.