Posted in Благовест
30.01.2014

Махнуть вокруг шарика

Пройдет совсем немного времени, летать таким образом вокруг света смогут и советские бомбардировщики и ракетоносцы. Интерес к подобного рода рекордам пропал. «Махнуть вокруг шарика» стало обычным делом.

Пилотируемая космонавтика и вовсе поглотила былую страсть к беспосадочным перелетам. Что сейчас — полет орбитального корабля вокруг земли длится чуть больше часа.

Но оказалось, что страсть энтузиастов затихла до времени, пока в авиации не появились новые материалы и новые технологии.

И вот первый результат. В декабре 1986 года с американского аэродрома в Мохаве отправляется в кругосветный перелет самолет «Вояджер». Ведут его, надо отдать пилотам должное, отчаянные смельчаки Дик Рутан и Джина Йигер. В дорогу они взяли 10 килограммов продуктов, 10 литров воды, неприкосновенный запас, надувной спасательный плотик и кислородные маски на случай, если придется подниматься на большую высоту, обходя циклоны и грозовые фронты.

Конструктором летательного аппарата был Берт Рутан, известный в Америке создатель легких спортивных самолетов. «Вояджер» был сделан из композитных материалов, причем на пределе прочностных возможностей. Так, его крыло, если посильнее нажать пальцем, можно было проткнуть.

Когда после перелета Берт Рутан побывал в Москве, журналисты полюбопытствовали, знает ли он самолет АНТ-25, на котором экипажи Чкалова и Громова летали в Америку. Оказалось, что знает и даже просчитывал его возможности, предполагая, что, если бы он был сделан из современных материалов, шанс «махнуть» на нем вокруг шарика был велик.

Но первыми «махнули» американцы. «Вояджер» пробыл в воздухе 9 дней 3 минуты и 44 секунды.

Шифр «40000»

А как в это время обстояло дело у нас? Остались ли чкалов-ские слова только девизом мечтателей?

Не совсем так. Отметим для себя: Берт Рутан начал проектирование «Вояджера» в 1982 году.

В этом же году инициативная группа специалистов Московского авиационного института начала работать над летательным аппаратом для рекордного беспосадочного перелета вокруг Земли. Проект получил шифр «40000» — столько воздушных километров предполагалось преодолеть на будущем самолете. На деле вышло, что ему под силу все 45000 километров.

Летательный аппарат был выполнен по схеме «летающее крыло». Молодые конструкторы просчитали, что у АНТ-25 вихревая зона от винта охватывала чуть ли не половину площади самолета. Так что рекордная машина тормозила сама себя.

Вячеслав ФЕДОРОВ.