Posted in Благовест
19.12.2013

Городецкое диво

Вышло 16 выпусков нашей краеведческой странички, а это больше, чем в другие годы. Значит, мы с вами стали подвижнее и не сидим на одном месте. Будем и впредь следовать этому.Перед Новым годом не хотелось делать выпуск «Краеведа» очень серьезным. Мы расскажем вам об одном музейном экспонате, который, надеемся, вызовет у вас улыбку и удивление. Наш путь в Городец, в краеведческий музей.

Таинственный
резчикВ этом году мы пропустили важную для краеведения сенсацию. Для кого-то она может показаться мелкой, незначительной, а для нас останется интересной. Напомним вам о ней.

По телевидению прошел сюжет, в котором рассказывалась, что в Великом Новгороде обнаружен уникальный экспонат, который хранился в фондах Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. Он, как водится, пылился, и на него не обращали никакого внимания. Это был шкаф резной работы, на центральной створке которого вырезана картина возведения на трон первого российского монарха из рода Романовых. Экспонат пришелся кстати и был показан на выставке, посвященной 400-летию дома Романовых. Собственно, на этой выставке он был в полном одиночестве. Да и ничего больше не требовалось, шкаф мог рассказать о российской истории во всех подробностях.

Но разве такое может быть? Не был ли наполнен шкаф старыми книгами, которые долго собирались и были на время забыты, а теперь их нашли и они стали достоянием всех, кто изучает историю?

Нет, шкаф нашли пустым. Но какое нам дело до новгородской находки, справедливо спросите вы.

А дело все в том, что шкаф был сотворен городецким мастером Григорием Евдокимовичем Токаревым-Казариным. И прежде чем прикинуть, как уникальное резное диво попало в Новгород, попытаемся познакомиться с судьбой мастера.

Для этого, конечно, первым делом отправимся в краеведче-ский музей Городца. Здесь вы и познакомитесь с тем таинственным резчиком, имя которого хорошо известно, но знают о нем крайне мало.

Судя по первой части фамилии — Токарев, он или его предки имели к дереву отношение. Быть может, в токарне точили деревянную посуду, так их и прозвали. А вот вторая его фамилия — Казарин — принадлежит только ему. Она вышла из прозвища — Казарка. Григорий Евдокимович был маленького росточка и ходил смешно — вприпрыжку, ну точно утка-казарка.

Сам он никакого отношения к ремеслу древодела не имел. Вообще, он был сапожник и человек вольнодумный, смело рассуждал о Боге и считал, что Бога-отца нет, так как его никто не видел. По этой причине ему была заказана дорога в церковь.

У исследователя народного искусства Нижегородского края Д. В. Прокопьева читаем:

«В 1870‑х годах… возник и быстро развился замечательный вид мебельного промысла, прославивший с тех пор Нижегородскую губернию… Это хохломская, городецкая и семеновская мебель с росписью и лаком. Великолепный лак, блеск, рисунки в русском стиле соответствовали модным вкусам эпохи. Эту мебель показывали на русских и заграничных выставках, премировали, приобретали во дворцы и богатые дома, хвалили и восхищались ею».

Как Григорий Евдокимович Токарев-Казарин пристрастился к ремеслу мебельщика, неизвестно. Только в нем ему удалось оставить о себе память, а нам подарить диво, от которого невозможно оторваться.

Вы скажете, мы тут что-то путаем, шкаф-то в Новгороде, а не у нас. Это новгородцам диво подарено, а не нам.

И нам тоже. А если быть точными, то два дива подарил мастер нам: один резной шкаф можно видеть в краеведческом музее, а второй — в Музее пряника.

Запись в инвентарной книге проясняет ситуацию. Оба шкафа попали на хранение в ноябре 1920 года по распоряжению Городецкого волисполкома. Принадлежали они: один — купцу П. П. Кокурину, второй — гражданке Е. Л. Мочаловой.

Возможно, волисполком убедил собственников уникальных резных шкафчиков, что, став музейными экспонатами, те приобретут историческую и культурную ценность. Тут волисполком был прав.

Но со временем выяснилось, что городецкий резчик сотворил три шкафа. Судьба третьего резного собрата была неизвестна. Говорили, что он был увезен из Городца, но куда? Предпринятый поиск ничего не дал…

Сенсационная
находкаГоворят, что чудес не бывает. Еще как бывают, иногда в них даже поверить трудно.

Где только не искали пропавший третий резной шкаф мастера Григория Евдокимовича Токарева-Казарина, но все впустую — исчез. Могли выбросить, сжечь, разобрать на кусочки…

В июне 2013 года (дату обозначаем для истории) в краеведче-ский музей Городца пришло письмо из Новгородского государственного объединенного музея-заповедника, в котором говорилось:

«Уважаемые коллеги! В фондах нашего музея находится уникальный экспонат — резной шкаф, выполненный, по моему предположению, городецким мастером Григорием Евдокимовичем Токаревым-Казариным.

Шкаф поступил в Новгород-ский государственный объединенный музей-заповедник в 1961 году из филиала — краеведческого музея г. Боровичи. Предшествующая история предмета работающим сейчас в боровичском музее сотрудникам, к сожалению, неизвестна.

Вероятно, в начале 1970 года шкаф реставрировался (документация отсутствует): известный новгородский реставратор древних музыкальных инструментов, основатель Центра музыкальных древностей В. И. Поветкин выполнил дорезки утраченных деталей…

В 1980 году была создана новая экспозиция иконописи, в состав которой предметы декоративно-прикладного искусства не вошли, и шкаф оказался в фондах.

Даже среди икон в хранении древнерусской живописи творение городецкого мастера неизменно привлекает к себе внимание специалистов не только мастерством исполнения, но и фантастическим сочетанием сюжетов Ветхого и Нового Заветов, сцен из россий—
ской истории, а также масштабностью замысла…»

Пришедшее письмо было подписано старшим научным сотрудником Новгородского музея-заповедника, хранителем фонда древнерусской живописи и резного дерева Юлией Борисовной Комаровой.

Согласитесь, что это сенсационная находка. Шкаф, который долгие годы пылился в хранилище, обрел свободу и предстал перед удивленными зрителями.

За это время стали известны еще некоторые подробности. Некогда в селе Рютине на озере Пирос в Новгородской губернии существовал «народный храм‑музей», который располагался в бывшем имении известного собирателя церковных древностей, действительного члена Санкт-Петербургского археологического института Евгения Семеновича Рахлина-Румянцева. Его коллекция древностей насчитывала много сотен произведений искусства. Не он ли и заказал городецкому резчику этот шкаф?

Даже свершившаяся революция не заставила Рахлина-Румянцева закрыть свой музей. Но бесконечно эта вольность продолжаться не могла. Музей его вынудили закрыть, а экспонаты передать в государственные хранилища. Самого же Евгения Семеновича вскоре арестовали, обвинив в шпионаже, и расстреляли.

Уникальный шкаф резной работы начал странствовать по музеям. Вначале он находился в музее города Боровичи, а затем попал в Новгород. В паспорте шкафа отмечено, что в 1958 году его отреставрировали и показали на выставке. С тех пор его могли видеть только музейные работники в своем хранилище.

Поиск на этом не закончен. Кто знает, какую еще историю поведает нам старый шкаф.

Код шкафаБудьте внимательны, сейчас мы возвращаемся к шкафу работы резчика Григория Евдокимовича Токарева-Казарина, который находится в экспозиции Городецкого краеведческого музея. Шкаф, как видите, не простой. На каждой его грани вырезано много картин. Их можно разглядывать часами и опять же диву даваться, как мог простой сапожник так обширно знать мировую историю. Больше чем уверены, многие сюжеты для вас будут просто незнакомы и загадочны. Неужели нет никакой подсказки, как их читать?