Алексей Леонов: «Подвиги совершают и в наши дни»
Беседа проходила в российской Общественной палате в Москве, куда пригласили журналистов из разных городов страны. Говорили мы на разные темы.
О трагедии в Казани и ситуации в гражданской авиации
17 ноября при посадке в аэропорту Казани разбился Boeing-737, погибли все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа. Произошедшая трагедия вызвала сочувствие, заставила тысячи людей сопереживать семьям погибших. В очередной раз в обществе заговорили о кризисе в гражданской авиации, о том, что летать небезопасно.
По мнению Алексея Леонова — профессионала, летавшего на более чем десятке типов самолетов, — сегодня нет полной информации о том, что произошло в Казани. Нет готового объяснения того, почему самолет сорвался в штопор. Вероятно, что-то произошло с системой управления. Также одной из причин авиакатастрофы называют и слабую подготовку пилотов.
— Самолет с высоты вдруг вертикально опустился носом вниз, двигатели работали на взлетном режиме, их даже не убрали, — Алексей Леонов рассказал о некоторых деталях авиакатастрофы. — И хотя экипаж считали опытным, выяснилось, что они никогда не отрабатывали конфигурацию ухода на второй круг. При этом их допустили возить пассажиров…
Говорил Алексей Архипович о том, что в гражданской авиации сегодня острейший дефицит кадров — не хватает квалифицированных пилотов:
— В стране закрыли три высших летных училища, которые готовили летчиков, в том числе и для транспортной авиации. Они имели свои аэродромы, классы, преподавательский состав. (На территории России пилотов гражданской авиации сейчас готовят лишь шесть учебных заведений. По оценкам некоторых экспертов, отрасли необходимо не менее тысячи высококлассных пилотов. - А. С.) Сейчас нам говорят, что наши пилоты не умеют летать. Корпорация «Boeing» открывает в Сколкове школу, чтобы готовить летчиков. Мне стыдно и обидно, что американцы нас будут учить летать. У нас своя школа. Мы — великая авиационная держава. Никто в мире не совершил столько дел в авиации, в небе, сколько сделали россияне, советские люди. Об этом нельзя забывать.
По словам Алексея Леонова, если мы не изменим ситуацию в подготовке летных кадров, в гражданской авиации в целом, не исключено, что трагедии, подобные той, что произошла в Казани, могут повторяться.
О самой тяжелой работе
18 марта 1965 года человек впервые вышел в открытый космос. Им был Алексей Леонов. Совершая полет на корабле «Восход-2», космонавт покинул шлюзовую камеру и выплыл в околоземное пространство.
— Внимание! Человек вышел в космическое пространство! — передал на Землю командир корабля Павел Беляев.
С кораблем космонавта связывал фал — страховочный трос, который позволял удалиться от борта на пять метров. В открытом космосе Леонов провел 12 минут 9 секунд. Вот что он рассказал о тех, возможно, самых ярких и самых трудных минутах:
— В то время главными устройствами, которые обеспечивали выход в открытый космос, были скафандр и система жизнеобеспечения. Ранец — автономная система — у меня был за спиной, в нем находился кислород под давлением с запасом на 45 минут… Когда пролетали над Средиземным морем, я доложил, что готов, и, уже над Черным морем, выскочил.
— Много ли это: 12 минут в открытом космосе? — спросили журналисты.
— Там и за минуту можно погибнуть, а 12 минут… — Алексей Архипович усмехнулся и вспомнил трудную ситуацию, с которой ему пришлось столкнуться. — Скафандр, в котором я был, деформировался, раздулся, руки вышли из перчаток. Я сразу стал думать, как буду возвращаться. Мне нужно было смотать фал. Через пять минут мы должны были войти в тень, там бы я вообще ничего не увидел. Ситуация сложная, о ней нужно доложить. Но скажи я, что возникли проблемы, могла бы начаться паника, стали бы решать, что делать. И тогда, не докладывая на Землю, я сбросил давление в скафандре! При этом почти попал в зону закипания азота в крови — это страшная вещь, кессонная болезнь. Прошел по самому краешку.
Когда космонавт увидел Енисей, поступила команда возвращаться.
— Должен был войти в камеру ногами, но вплыл вперед головой. В узком шлюзе мне нужно было перевернуться, чтобы проконтролировать закрытие люка. Иначе нельзя. И я начал разворачиваться. Это было так тяжело! Пульс подскочил до 150, температура у меня выросла на 1,8 градуса за две минуты. Ничего подобного я больше никогда не испытывал. Наверное, работа космонавта — самое трудное, что придумало человечество. Но мы доказали, что человек может жить и работать в открытом космосе.
О том, почему нужно учить английский
Говоря о системе подготовки космонавтов в прошлом, Алексей Леонов вспомнил такую историю:
— Когда мы готовили программу «Союз — Аполлон», правительство рекомендовало американским астронавтам знать русский язык, а нам — английский. Мы должны были свободно общаться. На подготовку дали два года, нам было почти по сорок лет. И мы выучили язык, я потом вел репортажи над Америкой. Если поставить задачу, всего можно добиться. Кстати, знание иностранных языков нужно не только космонавтам, это совершенно другая культура.
О самоотверженности
9 декабря в стране будут отмечать День Героев Отечества. В этот праздник принято не только вспоминать героических предков, но и чествовать ныне живущих Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы.
Мы же спросили Алексея Архиповича, кого в наши дни можно считать настоящим героем.
— Помните, как писал Горький: «В жизни всегда есть место подвигу», — ответил он. — И сейчас есть люди, которые их совершают. Когда было наводнение на Дальнем Востоке, солдаты сутки стояли в воде и держали брезент, чтобы не было прорыва, и никто из них не жаловался. Разве это не подвиг?
В прошлом году во время учений солдат неудачно бросил гранату. Молодой командир Сергей Солнечников лег на нее, закрыл собой. Он сделал это не задумываясь, повинуясь порыву души. Погиб, но спас людей…
Я восхищаюсь ребятами, которые сегодня летают в космосе. Они по полгода живут и работают на орбитальной станции. Это мужественные и высокообразованные люди.
Герои живут и в наше время. И каждый может стать им.
Анастасия СЕРГЕЕВА.