Posted in Экономика
28.11.2013

Когда стихли аплодисменты,

Понятно, почему именно сейчас президент страны жестко взялся за решение этой проблемы. Федеральный бюджет формируется сложно, приходится сокращать финансирование многих статей. В этой ситуации любая налоговая дырка в казне режет глаз.

Да если бы дырка! Как следует из выступления Владимира Путина на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив, потери очень ощутимы.

«По Москве через суды, то есть это считается доказанным фактом, после судебных решений и приговоров нужно было возместить тем, кто нарушил налоговое законодательство, миллиард рублей, — сказал глава государства. — Сколько, вы думаете, возмещено? Четыре миллиона. То есть ноль. В некоторых регионах Российской Федерации вообще перестали возбуждать дела по этим статьям (198-я и 199-я статьи Уголовного кодекса РФ касаются уклонения от уплаты налогов. - Н. Р.). Они просто перестали работать».

Но почему статьи перестали работать? И что нужно предпринять, чтобы борьба с налоговыми преступлениями стала более эффективной?

Причину сбоя Владимир Путин видит в принятом в 2011 году законе, по которому право возбуждать уголовные дела об уклонении от уплаты налогов перешло от следственных органов к налоговой службе. Подоплека того решения была такой: дескать, органы Министерства внутренних дел зачастую злоупотребляли этим правом и попросту «кошмарили бизнес». Представители бизнеса аплодисментами встретили это решение тогдашнего президента Дмитрия Медведева. Но когда стихли аплодисменты, выяснилось, что у многих деловых людей отношение к законодательству плевое.

И как отреагировала на это Фемида? Только трое осужденных, причем двое — условно. Между тем, как подчеркнул Владимир Путин, во всем мире налоговые правонарушения считаются наиболее общественно опасными.

Глава государства отметил, что по действующим правилам уголовные дела за налоговые преступления можно возбуждать только на основе материалов налоговой службы: «Де факто перенесли на площадку налоговой службы решение о возбуждении уголовного дела. А это не правоохранительный орган».

И еще одно несоответствие считает необходимым устранить президент: налоговая инспекция может осуществлять проверки глубиной не более трех лет, а срок давности по налоговым преступлениям — десять.

«Это не значит, что мы должны вернуться к прежней практике, — сказал Владимир Путин. — Не предлагается вновь предоставить органам внутренних дел возбуждать дела за налоговые правонарушения. Предлагается дать возможность Следственному комитету принимать материалы МВД и решать вопрос о том, нужно возбуждать дело или нет. Можно было бы сделать так, чтобы налоговая служба обязательно предоставляла информацию и мнение о событии, а Следственный комитет принимал бы решение. Нужно внести соответствующие поправки, продумать вместе с предпринимательским сообществом и принять, что называется, соломоново решение, взвешенное, обеспечивающее интересы и общества, и предпринимателей».

Надо сказать, что ряд руководителей бизнес-структур негативно отозвались по поводу предстоящей смены вектора в борьбе с налоговыми правонарушениями. Резонный вопрос: почему все это время, к примеру, руководство Российского союза промышленников и предпринимателей не проявляло беспокойства по поводу наличия в своих рядах злостных нарушителей налогового законодательства?

При своем мнении остался Дмитрий Медведев, пожалуй, впервые публично подвергший сомнению предложение Владимира Путина:

«Общее количество уголовных дел не может быть показателем эффективности деятельности правоохранительной системы. Навозбуждать-то можно все что угодно, особенно по заказу и за деньги. Что очень часто, к сожалению, происходит, когда одна структура с другой борется».

Это тоже реалии нашего времени. Учитывая их, Владимир Путин особо подчеркнул, что возврата к временам, когда преступники в погонах могли возбуждать уголовные дела, чтобы отнять у кого-то бизнес, не будет, но корректировать ситуацию придется.

Не исключено, что это не последняя коррекция ранее принятых решений. К примеру, законодательства о борьбе с коррупцией. Вряд ли нынешний президент ограничится только тем, что обнародовал недавно факты, говорящие о нулевой эффективности системы штрафов, на которые в том же 2011 году была сделана ставка в борьбе с этими преступлениями.

Николай РЯЗАНОВ.