Битва за будущие поколения
В Нижегородской области впервые прошел съезд историков, учителей и преподавателей истории. В нем участвовали педагоги, работники музеев и архивов из Нижнего Новгорода и районов области, а также историки из нижегородских вузов. Одна из тем, звучавших на съезде, касалась концепции единого школьного учебника истории, бурные обсуждения которой ведутся не только экспертами. Споры вокруг составления «единого учебника» вызвали в обществе всплеск интереса к отечественной истории. Дебаты, в том числе и среди рядовых граждан, не утихают на просторах Интернета.
Новый взгляд Напомню, что единая концепция учебника истории для школьников разрабатывается по инициативе президента впервые за четверть века: в феврале Владимир Путин дал соответствующее распоряжение Минобрнауки и Российской академии наук. Цель: избавиться от противоречий и двойных толкований в школьных учебниках по истории. Была сформирована специальная рабочая группа, в которую вошли авторитетные историки, авторы учебных пособий и представители педагогического сообщества. Возглавили группу председатель Госдумы Сергей Нарышкин, министр образования и науки Дмитрий Ливанов и министр культуры Владимир Мединский.
Работа велась в несколько этапов, было и общественное обсуждение проекта. Наконец 30 октября концепцию «единого учебника» утвердили на расширенном заседании Российского исторического общества. Что же она из себя представляет?
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории включает в себя историко-культурный стандарт, который «содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий». На ее основе и будут написаны новые школьные учебники.
По идее авторов, должны появиться не только новые учебники, но и хрестоматия или сборник документов, исторический атлас, рабочая тетрадь, сборник заданий, книга по чтению.
За и противЗа разъяснениями мы обратились к преподавателям Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.
— Обществу предложили договориться по ключевым моментам истории, — говорит заместитель заведующего кафедрой истории России и вспомогательных исторических дисциплин, доцент Михаил Шляхов. — У создания «единого учебника» есть и сторонники, и противники. Последние вспоминают Советский Союз, когда на историю была одна точка зрения, а идеология «спускалась» из ЦК партии. Критики видят в том, что сейчас происходит, попытку вернуться к прошлому (в Интернете вспоминают 1930-е годы, когда под руководством Иосифа Сталина был создан «Краткий курс истории ВКП(б)». — Авт). У тех, кто поддерживает создание концепции единого учебника по истории России, тоже немало веских аргументов. Например, не стоит забывать, что это учебник для детей, для школы, в вузах свободные трактовки никто не отменяет. Кроме того, учителей не лишают возможности иметь собственное мнение, и они могут донести его до учеников. Очень важный аргумент: ЕГЭ. Если в школьных учебниках не будет диаметрально противоположных точек зрения, ученикам будет проще ориентироваться при подготовке к экзамену.
Михаил Юрьевич не только преподаватель университета, но и учитель одной из нижегородских школ. Он ведет уроки истории в
9-х и 10-х классах. По его мнению, «единый учебник» должен существовать.
— Мы не можем ребенку, который знаком с темой только на уровне того, что преподают в школе, предлагать несколько сложных исторических концепций, — продолжает Михаил Шляхов. — Вряд ли он сможет разобраться. Достаточно показать ему то, что в данный момент в исторической науке принято считать истинным. Только не надо ничего абсолютизировать.
Сейчас же учебников истории множество. Хотя, по словам преподавателя, в школах в основном используют два-три базовых, по которым работает большинство.
Иго «свергнули»В пояснительной записке к представленному проекту говорится о том, что необходимость создания нового учебника истории России «диктуется прежде всего развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний, возросшим общественным интересом к событиям прошлого». Так почему же он вызывает такой накал страстей?
— Несмотря на то, что концепцию разрабатывают профессионалы, она все равно будет подвергаться критике, — считает Михаил Шляхов. — Общество сейчас поляризовано.
Наверное, больше всего споров ведется вокруг «проблемных вопросов» истории.
— В основном они касаются XX века, — говорит заведующий кафедрой истории России и вспомогательных исторических дисциплин, профессор Радислав Кауркин. — Что такое революционные события: прогресс или регресс? Как относиться к Сталину: он герой или антигерой? Какова цена победы в Великой Отечественной войне?
В историко-культурном стандарте подобные вопросы, всего их двадцать, вынесены в отдельный перечень «трудных вопросов истории», которые вызывают «острые дискуссии и для многих учителей — объективные сложности в преподавании». По ним планируется подготовить методические пособия и книги для учителя, дополнительные справочные материалы.
В «едином учебнике» история будет доведена до 2012 года. В разделе, посвященном Россий-ской Федерации, школьникам придется усвоить среди прочих такие термины, как «шоковая терапия», «дефолт», «ваучер», «олигархи», «челноки», «вертикаль власти», «исламский радикализм».
Приведу пару любопытных примеров. В разделе концепции, посвященном Древней Руси, нет устоявшегося термина «татаро-монгольское иго», к которому все привыкли со школьной скамьи. Его заменили на «зависимость русских земель от Золотой Орды».
Другой пример: cобытия 1917 года названы Великой российской революцией, видимо, по аналогии с Великой французской революцией.
— Сейчас трудно говорить, каким будет «единый учебник», — считает Радислав Кауркин. — Главное, чтобы он не был идеологизирован. На авторах концепции лежит огромная ответственность, по сути, сейчас идет борьба за будущее поколение. Мне кажется, важно привлечь внимание школьников к тому, чем стоит гордиться. Говорить о том, какие достижения были у народа и государства в прошлом. Учебники по истории во многих странах Европы и Америки направлены на то, чтобы, в первую очередь, воспитать молодое поколение в любви к своей Родине. Если ее нет, то прошлое видится ужасным, а настоящее противным.
Три часа
на войну На I съезде историков, учителей и преподавателей истории Нижегородской области было принято решение поддержать работу по разработке концепции единого школьного учебника истории. Об этом говорится в резолюции.
На съезде обсуждались и другие, возможно, не менее важные темы. Учителя ратовали за переход к линейной системе преподавания истории, как это было в советской школе, когда весь курс истории проходили последовательно с
4-го по 10-й класс. Сейчас школьное историческое образование основано на так называемой концентрической системе, когда есть две ступени: весь курс истории изучается с 6-го по 9-й класс, а в старших классах предполагается его углубленное повторение. По мнению многих учителей, такой подход мешает нормальному преподаванию, педагоги просто не успевают в рамках существующего расписания дать детям все необходимые знания.
В концепции «единого учебника» как раз и говорится о том, что нужно перейти к линейной системе, поэтому, возможно, в будущем соответствующие по-правки будут закреплены в законе «Об образовании».
Призывают нижегородские учителя увеличить количество часов на изучение отечественной истории.
— Сейчас начиная с 6-го класса всего 1 час в неделю на изучение истории России и 1 час на всеобщую историю, — говорит Юрий Шляхов. — Дефицит часов жуткий! Факультативные занятия проблемы не решают. Мы сейчас много говорим о патриотизме, а на знакомство с событиями Великой Отечественной войны в школе по нынешнему стандарту отводится всего три часа! У нас нет времени, чтобы изучать наши победы, историю родного города.
Кстати, о краеведении. Истории Нижегородской области на съезде была посвящена отдель-ная секция. По словам профессора Радислава Кауркина, у нас практически нет добротного курса региональной истории. Было несколько попыток его «написать», но все они были неудачными.
— Есть много научных работ по краеведению, — говорит Радислав Вячеславович. — Но нет хорошего учебника ни для школ, ни для вузов. «За бортом» остается история малых городов, районных центров, которая существует только в исследованиях местных краеведов.
Выходит, что съезд историков и учителей прошел именно сейчас не случайно — в обществе и у власти есть повышенный интерес к историческому прошлому страны. При этом, как сказал Радислав Кауркин, есть большая неразбериха в отношении исторической памяти, нет четкой выстроенной политики, которая поддерживала бы и развивала ее сохранность.
Сегодня она нужна, как никогда. Без знания родной истории невозможно понять прошлое и настоящее своей страны, сложно любить ее. Теряя корни, человек становится равнодушным к тому, где жить, становится как трава перекати-поле.
Анастасия СЕРГЕЕВА.