Попали в молоко
Прыг-скокЗакупочная цена на молоко высшего сорта выросла за осень до 24 рублей за литр. По сравнению с августом рост — в полтора раза.
Чем вызван такой скачок? Один из ответов лежит на поверх-ности — сезонностью. Как известно, осенью происходит снижение производства молока, поскольку часть молочного стада у сельхозпроизводителей в запуске. Переработчики начинают испытывать недостаток в сырье и предлагают более высокую цену за него.
Так происходит ежегодно. Однако нынче скачок очень высок — давно не наблюдалось ничего подобного. Значит, существуют и другие причины.
Как считают в Национальном союзе производителей молока (Союзмолоко), недобор в надоях по итогам этого года составит в России полтора миллиона тонн. То есть сельхозпроизводители выпустят молока на 4 с лишним процента меньше, чем годом ранее. Эти ожидания тоже подхлестывают закупочные цены.
Пусть никого не вводит в заблуждение то, что цена молока и молочных продуктов на прилавках пока не очень изменилась. Этому есть объяснение. Во-первых, растет импорт, он уже превысил 20 процентов в молочном ассортименте российской торговли. Во-вторых, ряд переработчиков ориентируется на выпуск продукции из сухого молока и даже из таких ингредиентов, в которых молока нет вообще.
В-третьих, торговые сети зачастую просто выкручивают руки поставщикам, чтобы те не поднимали отпускные цены.
Однако значительное число отечественных переработчиков по-прежнему стараются работать на натуральном сырье. Чтобы не прогореть на высокой закупочной цене, они будут вынуждены повышать отпускные цены на свою продукцию.
Оценки схожие, предложения разныеСпециалисты считают, в частности, что производство сырого молока в стране снижается из-за уменьшения поголовья коров. А если крестьяне сокращают количество коров, это говорит о не-эффективности государственной поддержки молочного животноводства.
Даже министр сельского хозяйства России Николай Федоров на заседании аграрного комитета Госдумы выразил сомнение в пользе некоторых видов помощи аграриям. Он заявил, что программа дотирования производства молока из расчета на каждый литр продукции не дает эффекта, поэтому от нее, возможно, надо отказаться.
Отказываться пока не стали, да и не надо. Может, попытаться ее улучшить?
В Нижегородской области, как сообщил глава регионального минсельхозпрода Алексей Морозов, нет спада в выпуске молока по сравнению с прошлым годом. Почему? Потому что федеральная программа поддержки животноводства подкреплена областной. За счет этого объем помощи заметно выше, отсюда и результат.
Значит, дотирование может быть эффективным. Все дело в том, каков его объем.
А еще очень важны критерии выдачи дотаций. Та же организация Союзмолоко считает нынешнюю систему «несправедливой, непрозрачной и коррупционной». Члены объединения предлагают изменить механизм:
«Надо исключить условия по содержанию жира и белка, которые (условия. – А. С.) необоснованно завышают требования к сырому молоку; исключить различный подход к определению размера дотаций на молоко высшего и первого сорта, поскольку он негативно отражается на добросовестных производителях и переработчиках молока; исключить требования к выходу телят на 100 голов как не подкрепленнные научными обоснованиями».
Добавим, что существующая система заставляет аграриев искажать статистику ради получения субсидий. Это очень опасная тенденция. Когда цифры искажены, невозможно правильно проанализировать ситуацию и найти верное решение проблем.
Союзмолоко направило обращение к премьер-министру Дмитрию Медведеву. Организация просит сохранить систему дотаций, но исходить из других критериев при их распределении. Это стабилизация поголовья, валовых надоев, увеличение товарности молока.
Почему бы не попробовать?
Длинная историяДругая серьезная проблема в молочном животноводстве — инвестиционные кредиты. Точнее, субсидирование процентной ставки по ним со стороны государства. Здесь накопились огромные долги.
Более того, чиновники Минсельхоза РФ дают понять, что не все, кто реализует инвестиционные проекты в отрасли, могут рассчитывать на субсидии. Объясняют это тем, что ряд проектов не прошел необходимую процедуру согласования перед реализацией.
А ведь строительство ферм окупается очень нескоро даже при субсидированной процентной ставке по кредитам. Займы выдаются на 8 лет. При закупочной цене молока 16 рублей за литр отработать их можно лишь за 15 лет. Таковы расчеты председателя наблюдательного совета Национального кооператива производителей молока Евгении Уваркиной. Это она выступает одним из инициаторов увеличения срока кредитов до 15 лет. Вопрос сейчас прорабатывается в Минсельхозе.
Правда, молоко стоило 16 рублей в августе, сейчас — 24. При такой цене, по данным Уваркиной, средняя окупаемость проектов составляет как раз 8 лет. Но это не значит, что крестьяне обойдутся без 15-летних кредитов. Ведь цена энергетических и прочих ресурсов в расчетах Евгении Юрьевны тоже августовская, а за осень она подскочила будь здоров.
К тому же аграрии находятся в чрезвычайно сложном положении. Во многих регионах из-за погодных условий не выполнены планы озимого сева, подъема зяби. Не запасены пригодные семена. Так что расходы при подготовке к следующему сезону заметно возрастут. Без серьезной поддержки некоторые инвестиционные проекты просто остановятся, не говоря уж о начале новых.
Наверное, история с длинными кредитами, в том числе с долгами государства по компенсации процентной ставки, тоже стала причиной скачка цен на сырое молоко.
Возврата нет?Долго ли продержатся высокие закупочные цены? Директор племзавода «Пушкинское» Большеболдинского района Антон Шишкин считает, что до нового года — точно. Возможно, до марта. Там начнется период большого молока, цены пойдут вниз.
Скорее всего, так и будет. Однако можно предположить, что до прежних 15-16 рублей за литр они не опустятся. Потому что эти цифры уже сейчас близки к себе-стоимости, а что будет к весне? Не надо забывать к тому же про общее падение производства молока в России. Так что предпосылки для высоких цен сохраняются. И переработчики готовы платить аграриям за сырье.
Это положительная тенденция. Наиболее дальновидные руководители молокозаводов еще раньше поняли, что надо уважать интересы крестьян. Теперь начинают понимать и другие.
Александр СИНИЦЫН.