07.11.2013

Пусть будет следующий шаг

Владимир Анохин три года назад получил диплом агронома, окончив Нижегородскую сельхозакадемию. Задумался о трудоустройстве, уже и хозяйство присмотрел, но… Позвонил ему руководитель ОАО «Румянцевское» Дальнеконстантиновского района Владимир Ушков. Там молодой специалист практику проходил, запомнился  старанием, серьезным подходом к делу. Вот и пригласил Владимир Николаевич тезку на работу.

Не лыком шитПришел молодой специалист в передовое хозяйство. Работать интересно, к тому же сразу выделили квартиру и зарплату хорошую предложили. Владимир вступил в областную программу, получил к зарплате надбавку в две с половиной тысячи рублей.

Поначалу пришлось непросто. У механизаторов и водителей за плечами по десятку посевных, не меньше уборочных, опыт да знания не в аудиториях полученные, а в поле… Проверки устраивали агроному. Только Владимир ни разу не попался.

В профессию он пошел осознанно, учился не ради диплома, а для получения знаний. Отец-агроном опыт передавал, а уж потом все это Владимир теорией подкреплял.

– Из нашего потока, а это 35 человек, только четверо работают по специальности, – рассказывает Владимир Анохин. – Причем трое учились по целевому направлению. Но закрепились в сельхозпредприятиях только двое. До нашего был другой выпуск, там только один человек стал агрономом…

Да, проблема. Тяжело завлечь молодежь в хозяйства. Владимир считает, что помочь могут две вещи: жилье и хорошая зарплата.

Впрочем, некоторые и за огромные деньги не пойдут. Трудовой день ведь не нормирован. Только снег таять начинает, Володя домой приходит поздно вечером, летом – и за полночь. А пораньше возвращается, только когда новый снег ляжет.

– И все равно мне работа нравится, – говорит молодой агроном. – Постоянно в движении, а я не люблю сидеть на одном месте. И с наставником повезло. Во всем помогает Алексей Александрович Красильников, заместитель руководителя. С ним советуюсь, какие лучше сорта выбрать, определяем оптимальные сроки сева и уборки. Сам направляю механизаторов на работу, теперь они уже не сомневаются в моей компетентности. Контролирую ход посевной, технологию. Но так жалко бывает общего труда, когда столько вложено, а погода перечеркивает усилия…

В достаткеВ этом году случилось именно так. Отсеялись в «Румянцевском» в оптимальные сроки, семена еще застали влагу в почве и пошли в рост до июньской засухи. Урожай, по всем прикидкам, должны были собрать неплохой, но… Успели ухватить на старте уборочной пару погожих деньков, а потом зарядили дожди.

– Зерновые все же сумели убрать до 29 августа, – рассказывает Алексей Красильников. – У нас парк комбайнов большой – девять машин, благодаря этому жатва шла быстрее. Все зерно пропускали через сушилки. Собрали достаточно и фуража, и семян…

Урожайность, правда, всего 20 центнеров с гектара. В прошлом году вышло по 35 ц.

Заготовили кукурузы на силос 12 тысяч тонн. Закладывали ее при влажности не более 50 процентов. Так корм получается более питательным и энергонасыщенным. Силоса, учитывая переходящий запас, хватит, как минимум, на полтора года.

Весной впервые на 50 гектарах сеяли кукурузу на зерно. Опыт, считает Алексей Красильников, удался. Хотя в следующем году, если культуру решат сеять снова, к этому делу подойдут более взвешенно.

– С поля шло по 60 центнеров с гектара, – рассказывает Алексей Александрович. – Но потом какой-то процент усохнет. Так что называть итоговую цифру собранного зерна кукурузы еще рано. Несли потери из-за уборки обычными жатками. Есть, конечно, специальные, но стоят они дорого – около двух миллионов рублей. А сейчас зерно кукурузы можно купить по шесть рублей за килограмм. Посчитаем, подумаем, а весной решим, сеять культуру или нет, какую площадь под нее отводить.

Сев озимых все та же погода остановила на полпути. Работу завершили на 350 гектарах, по плану же значилась площадь в 500, но всерьез подумывали о 600. Придется наверстывать весной. Площади под яровыми увеличат.

– Сколько работаю, а такой осени не помню, – говорит Алексей Александрович. – Выехал на днях «Кировец» зябь поднимать, механизатор культиватор опустил, трактор встал. И дождь чуть моросил, и почва на том поле песчаная, а все равно забуксовал.

В растениеводстве в «Румянцевском» придерживаются традиционной технологии.

– Много говорят о нулевой обработке почвы, – рассказывает Алексей Красильников. – Но она, считаю, может дать результат только на черноземах. У нас же суглинки и пески. Поэтому все поля, а это около трех тысяч гектаров, обрабатываем: некоторые пашем, на других землю переворачиваем. Плюс минеральных удобрений каждый год на 15 миллионов закупаем. Только так можно рассчитывать на хороший урожай…

Правда, если погода будет милостива. Можно, конечно, соломки подстелить, да застраховать посевы. Но получается накладно: не стоит овчинка выделки.

– Чтобы уплатить страховой взнос, требуется миллионов шесть-семь, – поясняет директор Владимир Ушков. – А какое хозяйство в посевную способно выделить из оборота такие деньги? Было время, страховали посевы. Опыт приобрели скорее негативный. Во-первых, найти надежную страховую компанию непросто. Во-вторых, доказать, что наступил страховой случай, архисложно.

За пять
месяцевРешили в «Румянцевском» в этом году строить новый двор. Вступили в областную программу, разработали проект, и через пять месяцев просторный дом для 280 буренок был готов.

На стройку ушло около 20 миллионов рублей. Использовали только свои средства и областные дотации. Кредитов не брали – не имеют права как государственное предприятие. Проект двора типовой, но окна расположили по-своему – ниже обычного, чтобы вентиляция была лучше.

Оборудовали помещение скреперной установкой, навоз убирается регулярно.

Сдать объект могли бы и раньше, однако опять же ждали благоприятной погоды, чтобы благоустроить территорию. Вокруг двора положили асфальт, ведет к нему дорога с твердым покрытием. И калду тоже заасфальтировали, так что в хорошую погоду коровы выходят на променад, как горожанки.

Определили на новое место жительства сухостойных буренок и нетелей. На вольных хлебах, а двор беспривязного содержания, они будут находиться до отелов. За подопечными ухаживает один человек.

Другие дворы рассчитаны на привязное содержание. Владимир Ушков видит в этом определенные преимущества.

– Доярка всех своих коров знает как родных, – объясняет он. – Характер, привычки… Поэтому к каждому животному индивидуальный подход. Отсюда и надои большие…

На середину октября в хозяйстве валовой надой составлял около 15 тысяч тонн, за тот же период прошлого года – 11. В среднем от каждой коровы получают почти по 10 тысяч литров в год. По этому показателю «Румянцевское» в лидерах по области.

А молоко – это деньги. Сейчас продукцию хозяйства принимают по 21 рублю 45 копеек за кг. Плюс дотации из областного и федерального бюджетов. На эти доходы можно жить. Но высокая продуктивность имеет обратную сторону.

– Корова – живое существо, – рассуждает Владимир Ушков. – А мы в погоне за надоями выжимаем все до последней капли. Буренки подвержены инфекциям и болезням, по этой причине идет большой процент выбраковки. Недавно купили 50 телок во Владимирской области, хотя являемся племзаводом по воспроизводству коров черно-пестрой породы. Но нужна свежая кровь, другой подход к племенной работе. И мы сделали в этом направлении один шаг…

Последует ли второй, покажет время. Как и то, будет ли построен следующий животноводческий двор. «Румянцевское» до сих пор находится в подвешенном состоянии, вопрос с продажей так и не решен. Но до часа икс – крайнего срока, до которого должна определиться судьба предприятия, осталось два месяца.

Юлия МИНДАЛЁВА