Posted in Семья
30.10.2013

Каскадеры, трюкачи…

Но опытные зрители знают, что все эти чудеса ловкости и героизма совершают вовсе не их любимцы актеры, а совсем другие люди, лиц которых на экране мы не видим. Трюки на экране выполняют каскадеры – профессионалы, специально этому обученные.

Не делай трюки сам

Каскадер, или дублер – такой профессии в советском кино официально не существовало до начала девяностых годов. Хотя трюки в фильмах, конечно, приходилось использовать. Одним из первых российских фильмов с участием дублеров был «Веселые ребята» (1934): в знаменитой сцене «музыкальной» драки актеров заменили боксеры.

Впрочем, первые русские профессиональные кинокаскадеры появились намного раньше. Мало кто знает, что белые казаки, оказавшиеся в США после Гражданской войны, в 1920 ‑ 1930‑е годы много снимались в голливудских вестернах.

По легенде, главным инициатором появления в нашей стране этой интересной и опасной профессии был Сталин. Однажды, посмотрев какой-то американ-ский трофейный вестерн, Иосиф Виссарионович посетовал, что у нас не снимают картин с участием таких ловких и смелых людей, как американские трюкачи. Министр кинематографии Иван Большаков очень оперативно отреагировал на замечание вождя, и уже спустя несколько месяцев в производство был запущен фильм с весьма символичным названием «Смелые люди».

В картине все конные трюки (а их там много) исполнили знаменитый цирковой наездник Алибек Кантемиров и его сыновья. Кантемиров разработал технику подсечки лошади и множество других приемов, ставших основой работы нескольких поколений конных каскадеров. После этого на съемочные площадки все чаще стали приглашать цирковых артистов, а чуть позже и профессиональных спортсменов – мастеров боевых искусств, боксеров, фехтовальщиков, водолазов, авто- и мотогонщиков. Каскадерами становились в основном цирковые наездники и гонщики.

Первый в отечественном кино автотрюк исполнил Александр Микулин в фильме «Берегись автомобиля» (1966) – проехал на легковой машине под грузовиком.

Некоторые советские актеры старались сами выполнять в фильмах опасные трюки. Но не всегда это заканчивалось благополучно. До сих пор в памяти у всех трагический случай, произошедший в 1965 году с 33-летним актером Евгением Урбанским, – он погиб на съемках фильма «Директор».

Этот эпизод должен был стать эффектным: герой мчится по пустыне на «газике», перелетая с бархана на бархан. Актер сам не захотел, чтобы его заменил дублер. Первый дубль прошел удачно, но во время второго открытая машина перевернулась, и Урбанскому перебило шейные позвонки подголовником сиденья.

В результате Госкино запретило обычным актерам сниматься в трюковых сценах. После случившегося режиссера фильма «Директор» Алексея Салтыкова на полтора года отстранили от профессии, а в Госкино какое-то время строго следили за исполнением правил по технике без-опасности на киностудиях. По коридорам «Мосфильма» тогда развесили плакаты со стишком: «Не делай трюки сам, актер, на это есть всегда дублер».

На кого все шишки

К середине 80-х годов в Советском Союзе уже работало несколько каскадерских групп, около 120 человек, но официально этой профессии не существовало. Она не значилась в Едином тарифно-квалификационном справочнике рабочих и служащих СССР. «Мы были как бы сами по себе и работали по договорам, которые заключались с директорами картин на конкретный фильм, – вспоминает президент Ассоциации каскадеров России, каскадер и актер Александр Иншаков. – В трудовой стаж это не засчитывалось, поэтому каскадеры обязаны были где-то держать трудовые книжки. Кто-то устраивался дворником, кто-то маляром или почтальоном».

Да и за здоровье каскадера никто, кроме него самого, не нес ответственности. Ни о каких страховках здоровья никто не слышал. Многие получали травмы, увечья, и когда это с кем-то случалось, то сами помогали друг другу как могли: устраивали в больницы, оплачивали лечение, по сути, из своего кармана.

А рисковали каскадеры немало, ведь многое приходилось делать впервые. Владимир Жариков, работавший каскадером и постановщиком трюков на картинах «Пираты XX века», «Телохранитель», «Место встречи изменить нельзя», вспоминает, что на съемках последней картины едва не распрощался с жизнью. Ведь это именно ему вместо Белявского – Фокса пришлось лететь с берега в реку на «Студебеккере», переворачиваясь в машине. «Снимали с одного дубля, тремя камерами. От удара автомобиля о воду заклинило двери. Вода начала заливать кабину. Долго не мог выбраться, думал, захлебнусь».

Интересно, что эффектная автокатастрофа вообще получилась случайно! Грузовик, в котором удирал Фокс, должен был наехать на земляную насыпь, затормозить и удариться об ограду. Но получилось по-другому: грузовик не затормозил, пробил забор, перевернулся в воздухе и угодил в реку.

Вообще на съемках этого фильма Жарикову изрядно досталось, ведь ему еще пришлось быть официанткой, чьим телом Фокс выбивал окно в ресторане «Астория». Каскадер разбивал настоящее стекло, в то время как в Голливуде для подобных съемок уже давно использовался мягкий пластик. Он же изображал и девушку-регулировщицу, которую тот же Фокс сбивает на крутом повороте.

Но оказывается, мужчинам дублировать женщину – непростое дело. Рассказывает Юрий Сальников, президент Российского центра каскадеров «Трюк»: «Раз двадцать я делал трюки за Гурченко, Касаткину, Белохвостикову, Заклунную, Польских, Удовиченко, Светлану Тома, Яковлеву, Изотову… Трудно изображать женщину. И ноги брить приходилось, и руки, и здесь подкладывать, и тут утягивать. Но самое трудное – походка… Женщин-каскадеров не допускают до трюков первой категории сложности. Очень редко допускают до второй. В основном они работали на третьей категории. Это драки, какие-то тусовки, проезды в машинах. Вторая категория – это падение. Первая – конные трюки с падениями, перевороты машин, горение. Помните картину «Секрет ее молодости» с Гурченко? Она там летает под куполом цирка, прыгает. Так это я».

Смертельная опасность

Александр Иншаков тоже едва не погиб на картине «Запретная зона» (1988) о смерче в Иванов-ской области. Смерч воссоздавали реактивной установкой: несколько двигателей последовательно включались и создавали воздушный поток огромной силы. Каскадеры входили в поток, некоторое время летали там, затем катились по земле. Установкой управляли солдаты, но когда один из них не расслышал команды и вовремя не отключил двигатель, в Иншакова полетели 15‑метровые бревна. Каскадер получил сильный удар по голове. Теперь он вспоминает этот случай, когда его спрашивают о самом сложном трюке в кино. Потому что для каскадеров самый сложный трюк – тот, во время исполнения которого он травмировался.

Да и «настоящим» актерам нередко достается при съемках трюковых сцен. Однажды Андрей Мерзликин на съемках «Бумера» вышел на площадку, услышал команду «Мотор», затем раздался выстрел, и… актер почувствовал сильнейшую боль в боку. О том, что в него должны стрелять в упор, хотя и холостым патроном, Андрея просто забыли предупредить. «У меня был шок, еле доиграл сцену. Оказалось, что выстрелом мне пробило куртку, прожгло кофту, на теле образовалась большая гематома. Вообще-то о таких сложных сценах полагается заранее предупреждать, но у нас в кино все нередко решается в последний момент и снимается за две минуты до захода солнца».

Сергей Селин заработал сильнейшее переохлаждение, просидев на съемках сериала «Прииск» в 14-градусной воде чуть ли не целый день, а на съемках «Журналиста» получил ожог первой степени лица и правой руки: пиротехник неточно расставил «мины», которые должны были взорваться в нужный момент, и одна из них сработала рядом с актером.

Исполнитель главной роли в «Волкодаве» Александр Бухаров, делавший в фильме очень многие трюки сам (в том числе ходил по краю пропасти, носился по пылавшим мосткам и бился в рукопашной), заработал астигматизм. «Когда я приехал из Хорватии, где много раз получал по голове во время бесконечных боев, не сразу понял, что со мной происходит. Сидел перед телевизором и никак не мог настроить его резкость. Оказалось, дело не в нем, а во мне. Теперь смотрю телевизор в очках».

Плата за страх

В 1970 -1980-е на киностудиях СССР ежегодно снималось до 130 картин (на «Мосфильме» – свыше сорока), но кинокаскадеров работало немного – это была настоящая каста, войти в нее было крайне сложно. В итоге всю работу делили между собой примерно 120 человек (на «Мосфильме» трудились около 80). Основная их часть, понятно, не бедствовала. Более того, заработкам каскадеров порой завидовали известные актеры.

За исполнение одного трюка высшей категории сложности (например, падение с высоты более пяти метров, столкновение на автомобиле) каскадеру, согласно тарифной сетке Госкино, платили столько же, сколько народному артисту СССР за целый съемочный день, – 56 рублей. Трюк по-проще стоил 32 рубля. Кроме того, можно было поставить бутылку коньяка оператору, и он браковал первый, а то и второй дубль (по распоряжению Госкино разрешалось не более двух) – за повторное исполнение трюка каскадеру полагалась надбавка 50 процентов от базовой ставки. Правда, порой заработанное приходилось буквально выбивать из чересчур экономных режиссеров. Но в целом каскадерам жаловаться на жизнь не приходилось: съемки в одном фильме приносили ежемесячный доход в 400 ‑ 600 рублей.

Конечно, зарубежные трюкачи за ту же самую работу получали несоизмеримо больше, однако в СССР заработки каскадеров считались экстремально высокими, что создавало вокруг этой профессии нездоровый ажиотаж. Режиссеры, постановщики трюков, а также чиновники, ответственные за распределение заказов среди каскадеров, часто привлекали к съемкам родственников или знакомых, давая им возможность подзаработать. Иногда это приводило к трагедии.

В 1982 году на съемках фильма «Срочно… Секретно… Губчека» помощник режиссера устроил постановщиком трюков своего брата-непрофессионала (постановщик трюков зарабатывал до 350 рублей, и работать им мог только опытный каскадер). В итоге погибли два человека. Сначала «постановщик» позволил обычному актеру прыгнуть со второго этажа на лошадь, а дом был старый, этажи метра по три, – тот не попал и разбился. А потом неверно рассчитал наклон обрыва, с которого каскадер должен был прыгнуть на лошадь, в результате лошадь завалилась на всадника и раздавила ему грудную клетку.

От мужчин не отстают

В 1995 году Александр Иншаков выступил продюсером, режиссером и исполнителем главной роли в кинофильме «Крестоносец». Он сделал то, что до него в отечественном кинематографе не делал никто: снял первый профессиональный каскадерский боевик, по количеству и уникальности трюков превосходящий все виденное на экране до этого.

В некоторых эпизодах картины одновременно принимали участие по 60 каскадеров. А два трюка были абсолютно уникальны. Один – прыжок двух машин через двигающийся поезд: одна успешно пролетает через платформу, а другая пробивает цистерну с бензином и взрывается; причем в обеих машинах сидели живые люди. Второй трюк – это прыжок с вертолета на трех работающих мотоциклах (с высоты 2000 метров) с приземлением и продолжением движения. Это еще никому не удавалось.

В «Крестоносце» в главной женской роли снялась Ольга Кабо. Глядя на эту изящную актрису, невозможно представить, что на съемочной площадке она сама, без помощи дублеров, выполняла сложнейшие по технике и весьма рискованные трюки. Позже, когда Ольге предложили для съемок в другом фильме слетать в космос, она не просто согласилась, но и смогла пройти изнурительнейшую подготовку в Звездном городке: центрифуги, барокамеры, подвешивание вниз головой…

А Варвара Никитина не только каскадер и мастер спорта по художественной гимнастике, но и руководит женской студией каскадеров России – одной из победительниц Первого международного фестиваля каскадеров кино.

Никитина рассказывает: «Повторить можно любой трюк, проблема только в техническом оснащении. От трюков в «Матрице» все без ума, а все они сделаны при помощи тросов. Мы сейчас закупили такие страховки, изготовили системы. То же спецоснащение использовалось, когда мы с Настей Ивановой дублировали группу «Тату» в клипе «Нас не догонят». Мы угоняли бензовоз, мчались по дороге, сбивали дорожного рабочего, которого опять-таки изображала я. Расчет тут нужен точнейший, чтобы я могла вовремя увернуться от этого двадцатитонного грузовика».

Даже если объемы кинопроизводства в России вырастут в два раза, рабочих мест для каскадеров намного больше не станет. Вакансии для новичков появляются только с уходом на пенсию по возрасту или состоянию здоровья кого-то из «золотой сотни».

Геннадий ФРОЛОВ.
(moya-semya.ru)