Posted in Семья
26.09.2013

Конец «банды амазонок»

На дороге «Дон» была убита семья нижегородского спецназовца Чудакова, возвращавшаяся с отдыха у моря. Вместе с ним были убиты его жена, дочь и сын. За эти четыре года несколько раз сообщалось, что громкое преступление раскрыто, но каждый раз следовало опровержение.

И вот на этот раз предъявлено обвинение членам «банды амазонок». Они подозреваются в убийстве 15 человек, в том числе семьи спецназовца Чудакова.

Банда неуловимых

8 сентября, в воскресенье, около 4 часов утра в городе Аксай Ростовской области сотрудники полиции, находившиеся в засаде, попытались задержать подозреваемых в преступлениях мужчину и женщину, ехавших на скутере.

Из донесения:

«В результате перестрелки один сотрудник полиции и мужчина, управлявший скутером, погибли. Женщина, получив огнестрельное ранение, скрылась».

Сопротивление двум сотрудникам вневедомственной охраны, передвигавшимся на служебном автомобиле, оказали мужчина на скутере и его пассажирка.

Через некоторое время раненую удалось задержать в результате другой спецоперации в районе хутора Алитуб. Также была схвачена и мать 25-летней подозреваемой, получившей ранения в ногу и живот.

Из заключения следственного ведомства:

«По предварительным данным все указанные лица причастны к серии разбойных нападений на сотрудников полиции в Аксае и Новочеркасске, а также к совершению иных особо тяжких преступлений, совершенных на территории Ростовской области».

А вскоре стало известно о задержании четвертого предполагаемого члена банды. Подозреваемый служил в дорожно-постовой службе одного из районов. Он помогал бандитам определяться с местами преступлений. Кроме того, была задержана жена полицейского, являющаяся родной сестрой убитого грабителя.

Следователи Ростовской области предъявили обвинение участникам преступной группировки, которая на протяжении многих лет охотилась за стражами порядка и совершила десятки убийств. В этой «банде амазонок» состояла воспитательница детсада и ее дочь, а также действующий полицейский.

По версии следователей, банда была создана 46-летней бывшей воспитательницей детского сада Инессой Тарвердиевой совмест-но с ее 35-летним граждан-ским мужем Романом Подкопаевым, стоматологом по образованию. Также в вооруженной группировке числились старшая дочь Инессы — 25-летняя Виктория, сотрудник ДПС ГИБДД лейтенант Сергей Синельник и его жена, являющаяся сестрой убитого Романа Подкопаева, Анастасия Синельник.

Из заключения следственного ведомства:

«Целью банды являлись нападения на граждан, в том числе и на сотрудников правоохранительных органов, на территории Ростовской области, для завладения их имуществом и оружием».

Планировали преступления и распределяли роли Роман и Инесса. К вооруженным нападениям они также привлекали дочь Викторию. Причем девушка не брезговала носить сапоги и дубленки убитых, а также пользоваться украденной косметикой.

Сергей Синельник, используя свое должностное положение сотрудника полиции, знал об оперативно-разыскных мероприятиях и помогал грабителям скрываться и прятать улики. Некоторые вещественные доказательства гаишник и его супруга прятали в своем доме.

Из заключения следственного ведомства:

«Кроме того, полицейский и его жена указывали своим соучастникам места и жертв предполагаемых преступлений, обеспечивали их прибытие и отбытие с мест преступлений».

В наличии у членов банды имелось различное огнестрельное оружие и боеприпасы, в том числе похищенные у потерпевших. Кроме того, члены банды использовали средства конспирации — специальную одежду и маски, радиостанции, автотранспорт.

В многочисленных тайниках преступники хранили оружие и похищенное.

Из заключения следственного ведомства:

«Данные обстоятельства позволяли членам банды осуществлять преступную деятельность на территории Ростовской области на протяжении длительного времени».

Отправляясь на очередное «дело», семья грабителей делала вид, что идет в турпоход.

«Научила сама жизнь»

Созданная из двух полноценных семей банда совершила за последние пять лет от 15 до 30 убийств, а некоторые преступления задержанных относятся еще к 1998 году. Самой резонансной стала расправа над подполковником нижегородского СОБРа Дмитрием Чудаковым, а также его женой и детьми. Бандиты убили и нескольких других сотрудников правоохранительных органов.

Преступления банды шокировали зарубежную прессу. Большую статью Инессе Тарвердиевой и ее семье посвятила британская газета The Daily Mail, назвавшая подозреваемых «убийцами из среднего класса».

При этом издание отмечает, что Инесса Тарвердиева и Роман Подкопаев имели высшее образование: педагогическое и медицинское.

На допросах Инесса Тарвердиева заявила, что совершать преступления ее с мужем «научила сама жизнь». Со слов женщины, убийства для нее стали чем-то обыденным, а на грабежи она с Романом «ходила как на работу в офис».

«Я — прирожденный гангстер», — добавила Инесса Тарвердиева. В последние годы она бросила работу в детском саду и добывала деньги на жизнь только грабежами и убийствами.

Преступный дуэт возник еще в 1998 году, когда Роман убил на Ставрополье мужа своей любовницы Инессы с ее согласия. Азербайджанца Арзу Тарвердиева, работавшего охранником, расстреляли прямо в сторожке в поселке Дивный.

Убийц не нашли, и, почувствовав безнаказанность, влюбленная пара спланировала новое преступление. На этот раз Роман по наущению Инессы убил ее бывшего любовника-милиционера. «Амазонке» не понравилось, что тот завел роман с другой женщиной. Страж порядка был убит вместе со своей новой пассией.

После убийства дочери своего кума и ее подруги Инесса и Роман переехали в Ростовскую область.

Корреспондентам ростов-ской прессы Инесса Тарвердиева рассказала, как лично застрелила спецназовца Дмитрия Чудакова, а Роман убил его жену Ирину, 11-летнюю дочь Веронику, а также сына-первоклассника Сашу.

При обыске у подозреваемых нашли золотую цепочку Чудаковых. Баллистическая экспертиза также подтвердила, что их убили из оружия, изъятого у членов «банды амазонок».

Старались, чтобы доложить

Убийство подполковника нижегородского СОБРа Дмитрия Чудакова, его жены и двух детей, которое теперь приписывают задержанным женщинам, произо-шло 8 июля 2009 года в окрестностях Ростова-на-Дону. Труп 34-летнего полицейского был найден в автомобиле «Жигули» 15-й модели на обочине трассы «Дон» у поворота на поселок Рассвет. Там же находились тела его жены Ирины и детей.

Уже через два месяца следователи объявили о раскрытии преступления.

По версии стражей порядка, мотивом массового убийства был грабеж: у Чудаковых похитили ноутбук, фен и фотоаппарат на общую сумму 43,5 тысячи рублей. Правда, при этом золотые украшения почему-то остались нетронутыми.

В преступлении обвинили 26-летнего жителя города Аксай Алексея Серенко, который около года провел в СИЗО. Причем единственной уликой стали результаты баллистической экспертизы. Как посчитал эксперт Минюста, именно из карабина Серенко и были убиты Чудаковы, а также еще как минимум трое людей — жертвы других совершенных в окрестностях преступлений.

Однако «Сайга» — оружие гладкоствольное, и в этом случае выводы баллистической экспертизы могут быть ошибочными. Тем более что материалом для нее послужили не стреляные гильзы, которые преступники унесли с собой, а пыжи-контейнеры из-под дроби. Эту мысль подтвердила экспертиза ЭКЦ МВД, решившая: достоверно установить, произведены ли выстрелы из «Сайги» Серенко, не представляется возможным.

Чтобы подтвердить официальную версию, следователи пошли на фальсификацию материалов уголовного дела. Старались «расследовать» дело как можно скорее. Об этом не раз писала пресса.

В протоколе осмотра места происшествия указано, что паспорта убитых были найдены в машине Чудаковых.

Однако по словам водителя «КамАЗа», работавшего неподалеку на строительстве дороги, он обнаружил барсетку и женскую сумку с паспортами Чудаковых на обочине дороги лишь через несколько дней после убийства. Это сенсационное признание водитель грузовика сделал весной 2012 года.

Следом за ним и понятые сознались, что подписывали протокол осмотра места происшествия лишь по прошествии 10 дней, причем не читая. Понятые также подтвердили, что паспорта Чудаковых на месте не изымали.

По предположению журналистов, фокус с документами Чудаковых понадобился следователям для того, чтобы окончательно «изобличить» в убийстве Алексея Серенко.

Дело Серенко так и не дошло до российской Фемиды, а было возвращено в СКР «для производства дополнительного следствия, устранения выявленных нарушений и недостатков».

Вскоре Алексей Серенко вышел на свободу, так как предельные сроки его ареста истекли.

Примечательно, что пресса приводила и версию о «банде амазонок», которая могла расправиться с Чудаковым и его семьей. Рядом с местом убийства, в лесополосе, оперативники нашли три самодельных ножа, украшенных примечательными надписями — «Моей любимой амазонке», «Моей любимой бандитке».

Однако следователи посчитали, что к убийству они отношения не имеют, хотя, как установила судмедэкспертиза, раны Веронике Чудаковой нанесены не менее чем двумя колюще-режущими предметами.

Неподалеку в канаве, в направлении поселка Рассвет, были обнаружены хозяйственные матерчатые перчатки. Именно в эту сторону взяла след и поисковая собака. Однако перчатки не только не отправили на экспертизу, но и попросту уничтожили.

На месте убийства осталось семь пыжей от ружей: пять от «Сайги» и два от другого ружья (предположительно, дробовика). По-видимому, убийц было как минимум двое. Но дробовые пыжи тоже не отправили на экспертизу.

Результаты осмотра тел также противоречат официальной версии о том, что жертвы спали и не успели оказать сопротивления. У Дмитрия Чудакова зафиксировано отсутствие шести зубов, а в левой руке был зажат клок волос. На посмертных фотографиях хорошо видны синяки и кровоподтеки на лицах, которые следователи списали на трупные пятна.

Анализируя другие посмертные фото, бывший главный судмед-эксперт Минобороны Владимир Щербаков обнаружил на запястьях убитого подполковника следы от наручников.

Из тела Дмитрия Чудакова извлекли не все пули. Не было изучено подногтевое содержимое трупов. Не исследовались одежда, найденная в машине слюна, следы обуви.

Рассматривалась и версия о причастности к убийству Чудаковых банды Сергея Цапка: якобы по пути домой с летнего отдыха Чудаковы сделали остановку близ станицы Кущевской, где Ирина сорвала пару подсолнухов с поля семьи Цапков. Однако сыщики эту версию опровергли.

Начальник донского Главка МВД Андрей Ларионов прокомментировал ситуацию по поводу задержания преступной группы, названной в средствах массовой информации «бандой амазонок».

— Эту группу мы разрабатывали на протяжении семи лет, — рассказал генералмайор полиции. — Была создана следственно-оперативная группа, в которую, помимо сотрудников донского Главка, входили представители Следственного комитета, Прокуратуры, ФСБ, Управления по Южному федеральному округу. Работа не прекращалась ни на день. Ежедневно проходили совещания по результатам проведенной работы.

Нами подробно изучались пути отхода преступной группы, отличительные особенности совершения преступлений. Бандиты приходили в основном с тыла: через огороды, поля или посадки и так же уходили после разбоев и убийств.

Уже тогда мы знали, что к деятельности банды, возможно, причастен неустановленный сотрудник полиции. Также было известно, что преступники пользуются рацией и могут быть в курсе передвижений правоохранителей.

Публикацию подготовил
Константин ВЕСЕЛОВ.