Личный подсобный… зоопарк
Уезжали, оставив все нажитое. Купили на окраине деревни небольшой старый домик, но начали не с его обустройства, а первым делом приобрели живность — трех индюков, цыплят и два десятка овец, несказанно удивив местных жителей.
Спустя год построили просторный птичник, в два раза больше собственного дома, и вольер для страусов — пришлось потратить оставшиеся сбережения.
Когда мы были здесь в предыдущий раз, Вера Михайловна показала нам первое страусиное яйцо — огромное и блестящее. Страусы позволили приблизиться к себе и проявляли любопытство, зато индюки вели себя агрессивно и едва не сорвали нашу экскурсию по подворью.
— Теперь у нас нет драчливых индюков, — улыбается глава семьи Рифкат Ахметович. — Заменили их на миролюбивых…
Мы сразу обратили внимание, как разрослось хозяйство. По обеим сторонам сплошные строения. Под ногами путаются совсем ручные индюшки. Самцы временно содержатся в отдельном помещении.
— Чтобы не затоптали малышей, — поясняет Руслан, племянник Рифката.
Они с отцом недавно переехали в Леухово и помогают родственникам вести большое хозяйство.
— Сначала было непривычно, — продолжает парень, — не знал, как обращаться с животными. Сейчас освоился. Надо их вовремя кормить, давать витамины. Поставили автоматические кормушки и поилки…
По соседству с индюками кудахчут куры.
— У нас лучшие бройлеры, за ними приезжают даже из Владимирской области, — продолжает Рифкат Хайруллин. — Чтобы клиенты не были в обиде, предлагаем выбрать самим.
До пастбища рукой подать, прямо за постройками зеленые луга. Пасут овец два раза в день — утром и вечером. Косят сами. За домом горы тюков сена, не во всех сельхозпредприятиях увидишь такие запасы.
Недавно приобрели третий трактор.
Ромашка, Яша
и Королева Марго
Прямо на улице перед домом дремлют два упитанных ослика, нежась под лучами еще теплого солнца. Сейчас уже трудно поверить, что они были страшно худыми — кожа да кости.
— Одного на носилках привезли, еле выходили, — вспоминает Рифкат Ахметович.
Яшка — всеобщий любимец, очень добродушный ослик.
А вот буйволица Ромашка, несмотря на ласковую кличку, наоборот, не любит телячьих нежностей. Не подпускает и подоить, а буйволиное молоко, говорят, вкусное. Назвали Ромашкой, когда она неожиданно для всех разродилась прямо среди ромашкового поля. Прежние хозяева, по-видимому, ошиблись в сроках.
Этот день Хайруллины запомнили надолго. Роженица наотрез отказалась двигаться в путь без своего малыша, которого погрузили в «Ниву». Она перегородила дорогу машине и успокоилась лишь тогда, когда оставили открытой заднюю дверь, куда она и просунула голову. Так и тронулись.
Сейчас ее детенышу полтора месяца, но малышом его уже не назовешь. А старшему буйволенку скоро будет год. Они, в отличие от мамаши, вовсе не возражают, когда их гладят.
Своеобразный нрав и у верблюдицы Глаши. Стоило протянуть руку, как она тут же начала сердито мотать головой и плеваться — едва успели отскочить.
— Целая проблема была ее привезти, — вспоминает Равиль Хайруллин. — Чего стоило только загрузить. Нервничала сильно, плевалась вот так же…
Пока пытались сфотографировать верблюдицу, мимо прошествовала стайка уток. Впереди — с хохолком на голове.
— Мы зовем ее Королева Марго, — улыбается Руслан. — Такая красивая и важная. А это бегуны. Видите, как держатся прямо, словно пингвины…
Чтобы доставить утиные яйца из Башкирии — аж тысячу штук, тоже пришлось помучиться. В ту пору стояла жара, в пути — двое суток, переживали, что не довезут. Но обошлось без потерь.
— У нас вообще 90-процентная выводимость, когда нормой считается даже 70, — говорят хозяева.
Кормить разрешается
Летом на подворье Хайруллиных толпы туристов, приезжающих отовсюду. Вот и подумывают хозяева в будущем году открыть свой зоопарк. Не такой, какие чаще всего мы привыкли видеть, с табличкой «Кормить запрещается».
— В нашем зоопарке с животными можно будет общаться, гладить их. Один Яшка чего стоит. Дети, приезжающие сюда на экскурсию, обожают на нем кататься…
Ну а главное, зоопарк в Леухове будет бесплатным. Впрочем, почему будет? Он уже действует. Осталось лишь привезти оленей и обезьян. Кстати, обезьянок заказала внучка Рифката.
— Многие удивляются, почему мы не берем деньги. А у нас даже мысли такой не было, — признается Рифкат Ахметович. — Мы выигрываем в другом — больше потенциальных покупателей стало, люди приезжают посмотреть и что-то приобретают…
Даже болячки отступили
Кредиты братья не берут — ни к чему лезть в кабалу. Надеются на собственные силы, а работы они не боятся. И своим оптимизмом заражают других — некоторые соседи тоже обзавелись живностью.
Недавно Хайруллины приобрели в Сурулове здание бывшей фермы, где собираются разводить овец. Однако сначала придется капитально отремонтировать крышу.
— Скучать не приходится, живем интересной жизнью, — рассказывают они. — Целый день бегаем, как пацаны, забыли про свои болячки…
А ведь Рифкат перенес серьезную операцию — надорвал здоровье на прежней работе в городе. Да и брат приехал из Киргизии с букетом болезней.
— Здесь вес сбросил, теперь стройный, как кипарис, — смеется Равиль. — Курить бросаю, а раньше двух пачек на день не хватало. Свежий воздух, натуральные продукты — что еще надо?!
Рифкат наконец-то отремонтировал свой дом. Равиль еще строится — к приезду жены все должно быть готово. Собираются переехать сюда еще два их брата с семьями.
— Деревня ожила, — констатирует Рифкат Ахметович.
— Здесь хороший народ, — продолжает Равиль. — До сих пор с благодарностью вспоминаем начальника миграционной службы Нину Алексеевну Рябову — очень хорошо к нам отнеслась…
А мне сразу вспомнилась одна из основных христианских заповедей: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». У Хайруллиных и бизнес построен на честности, что, увы, в наше время бывает не всегда.
— Неважно, какой религии придерживаться, — словно читает мои мысли Рифкат Ахметович. — Надо жить по совести, и тогда все получится…
Вот так и живут владельцы подворья Хайруллины, доказывая, что трудолюбивых людей деревня всегда прокормит.
Светлана ГУНДОРОВА.
-
Сосновский район.