Posted in Семья
19.09.2013

Что отразилось в зеркале пруда

В самом поселке, с объемом работ сметной стоимостью 31 млн рублей, и еще на одном, сельском пруду, с финансированием на 18 миллионов.

— Включиться в программу, финансируемую из федерального бюджета, нам удалось в числе немногих в области, — не скрывал удовлетворения еще на стадии подготовки документов заместитель главы администрации района С. А. Скворцов. — Для жителей весьма важны оба объекта: водоем в поселке Тонкино и сельский пруд возле деревни Никитин Завод. И как место отдыха, и в противопожарном отношении, и в экологическом плане. Сегодня проводится реконструкция плотин.

Стал визитной карточкой

Пруды и их окрестности представляют собой живописное место, каких немало на территории Тонкинского района. В то же время каждый — со своей оригинальной историей и судьбами людей, связанных с этим уголком сельской провинции рождением и жизнью.

Например, пруд в поселке был построен в 60-е годы минувшего столетия методом народной стройки. Как говорится, по призыву партии тонкинцы взялись за лопаты и практически вручную возвели полукилометровую насыпь для плотины, перегородив ею вольное течение речки Яхты. Сам водосбрасывающий механизм высотой больше пяти метров был смонтирован местными умельцами из материалов, предоставленных здешними же предприятиями. А когда по всей длине плотины уложили асфальт и по бровке протянулся ряд раскудрявившихся ив, водоем в центре поселка Тонкино стал его визитной карточкой и настоящей гордостью жителей, местом проведения праздничных и культурно-массовых мероприятий.

Деревенские парадоксы

Впрочем, больше внимания хотелось бы уделить другому, гораздо меньшему по площади Леньковскому пруду, у которого несколько иная история. Сейчас называют его чаще Никитинозаводским, но известен он все-таки больше по названию деревни Леньки, что теснилась своими бревенчатыми домами на взгорке, вдоль весело журчащей речки. Сейчас от деревни не осталось и следа.

А пруд возник 35 лет назад рядом с новой колхозной дорогой, которую строили на своих угодьях хозяйственным, как тогда называлось, способом. Вместо пыльного проселка появилась трасса с асфальтовым полотном протяженностью около шести километров, выходившая на центральную усадьбу хозяйства — деревню Трошково. На месте пересечения дороги с речкой Кашкендур, впадавшей неподалеку в реку Усту, тогдашний руководитель колхоза «Дружба» И. А. Суворов предложил не просто заложить бетонную трубу, а соорудить полноценную плотину, чтобы образовался на этом месте красивый пруд.

Строилось на селе в те семидесятые годы многое: школы, детские сады, Дома культуры, асфальтированные дороги, плотины прудов. Действовали целевые, как сейчас говорят, программы, и в первую очередь на государственном уровне. Одна из них — программа развития Нечерноземья. По ней шли средства на село, районным руководителям и председателям колхозов оставалось их грамотно, по-хозяйски освоить.

Сегодня Ивана Арсентьевича уже нет в живых, воспоминаниями делится старший из двух его сыновей, Анатолий Иванович, сотрудник Уренского отдела Управления Росреестра по Нижегородской области:

— Хорошо помню, как пускали в строй Леньковский пруд, было это в 1978 году. Я тогда начинал работать в колхозе главным агрономом. Когда за плотиной завелись окуни, щуки и те же линьки, Леньковский пруд стал местом рыбалки не только у жителей местной округи, но и у тонкинцев, хотя это за тридцать верст от райцентра. Даже из соседнего Уренского района стали часто наведываться любители порыбачить. Водоем у дороги — подъезжай в любое время. Правда, по этой же дороге сюда устремились и браконьеры. А жители из деревни Леньки, наоборот, стали разъезжаться кто куда. Затем и дома разломали — голое место осталось на берегу пруда. Долго только еще высилась тут могучая лиственница как напоминание о былом…

Такие вот парадоксы. Строили людям пруд, дорогу, а они по этой дороге — в иные места за лучшей долей.

Смутилов из Леньков

Недавно — вот господин случай! — довелось разговориться еще с одним жителем тех мест. Иван Сергеевич Смутилов четыре года назад переехал с семьей из Трошкова в Тонкино. А родился Иван Сергеевич в тех самых Леньках, официально же Мельникове — так деревня тогда называлась. Появился на свет еще до строительства дороги и пруда. Но судьба его уже была предопределена, как и многих других, родившихся в малых деревнях, — вскоре и семья Смутиловых переехала на центральную усадьбу колхоза.

— В первый класс я пошел уже в Трошкове, — рассказывает мой собеседник. — Но как строили дорогу мимо родной деревни и делали пруд, припоминаю. Жалко, что и Леньков-то самих уже нет, и из Трошкова люди разъезжаются. Колхоз почти развалился, мужики, что остались, пытаются заработать на вахтах. В прошлом году и школу-девятилетку закрыли в деревне, а что поделаешь — детей оставалось все меньше.

Конечно, думал жить до конца в Трошкове и Иван Смутилов. Пришел из армии в 1986 м, женился, от колхоза дали жилье. На комбайне и тракторе работал в колхозе до 2002 года. Пока была возможность и было что убирать на полях, пока хозяйство не усохло, как шагреневая кожа, трудился с полной отдачей сил.

А потом были вахты на Домодедовском ЗЖБИ на формовке и в других местах.

И вот четыре года назад Смутиловы все же решились на переезд из Трошкова в Тонкино. По той самой дороге, через плотину Леньковского пруда, мимо живописного места, где на взгорке когда-то стояла родная деревня Ивана, а теперь — только обгорелый пенек старой лиственницы.

Названия — как песня

И еще один момент привлек мое внимание в связи с ремонтом Леньковского пруда — момент, так сказать, топонимического и краеведческого характера. Названия местных речек и деревень — это же, если вникнуть, просто песня. Как звучат, например, Большие Зеленые Луга, Горный Ключ да и тот же Никитин Завод, раскинувшиеся по соседству на берегах реки Усты. А давать двойные имена своим поселениям — разве не любопытная привычка у нашего народа? И сколько таких уже пропало с лица российских земель, а остались только в картографических обозначениях? Те же Леньки-Мельниково или располагавшиеся выше по течению местной речки Новое Трошково — Горево, Новое Долгополово — Грызуново.

Ну а что же с названием Никитин Завод? Жил, значит, какой-то Никита, и было у него тут свое предприятие. Впрочем, по свидетельству краеведов, добывалась когда-то в верховьях реки Усты болотная руда, велась ее переработка, а некий местный купец являлся хозяином этого производства. Не оттуда ли и название деревни?

Но пора бы вернуться и к нашим прудам. Ремонт Леньковской плотины ведется, значит, дорога, пролегающая по ней, и пруд смогут еще послужить людям.

Павел ВЕСЕЛОВ.