Озимые не рис, в воду не посеешь
Дожди погасили надежду земледельцев на окончание уборочной. Часть урожая так и пропадет на корню.
Но это еще не все лишения. Пришла беда — отворяй ворота. Ненастье рубит основу урожая будущего года: как быть с озимым севом? Пшеница не рис, ее в воду не посеешь.
В Лукояновском районе при плане в 7000 гектаров на середину сентября с огромным напряжением посеяли только 1600. Главный агроном райсельхозуправления Владимир Перевозов поясняет:
— Посеять бы 3000 га — в таких условиях это было бы отлично. Пробуют в хозяйствах выехать в поле, рвут технику, портят глубокими колеями поля, а дело еле движется. Сейчас семена яровых сдали на проверку. Каковы они? Если озимых меньше, то яровых придется больше сеять. Все надо уже сейчас просчитать…
Руководители помнят об основе земледелия — семенах. Когда стало понятно, что уборка пойдет в ужасных погодных условиях, аграрии поменяли все рабочие планы и перевели комбайны на семенные участки. Убрали их первыми, чтобы было что весной сеять.
Побывал на днях в СПК «Ушаково» Гагинского района. Семена там уже запасли, лежат на складе протравленные.
— Хорошо хоть это сделали, — вздыхает председатель Владимир Ежов. — Сейчас комбайны уже не идут, в полях вода. Часть зерновых оставим в поле. Молотить нельзя, да и незачем: в колосе вместо зерна зеленый росток…
Убирают кукурузу. Трактор к комбайну подъехать не может, зеленую массу не вывезти. Складируют в курганы прямо в поле.
Сев озимых идет с трудом.
— Есть у нас современный посевной комплекс, — продолжает Владимир Петрович, — но им сеять не можем — грязью забивается. Проходят только наши простые старые сеялки. Тракторами их тягаем. Пробовали сеять чуть не из лукошка, как в старину, — разбрасывали семена РУМом. Потом пускали дискатор. Не сев, а одно мучение. В общем, из запланированных 1500 га посеяли только 300. Эти дожди — на два года беды. Надо дать крестьянам отсрочку по кредитам, старую задолженность реструктурировать. Ведь есть еще долги 2010 года…
А я подумал: расхожее выражение прошлого «битва за урожай» в этом году приобрело прямое значение. Хотел было заснять поле битвы на фото, да Владимир Петрович разубедил: «Мы туда ни на какой машине не проедем». Пришлось с обочины поле фотографировать. Мрачной, серо-зеленой стала золотая нива.
Александр КРЫЛОВ.
-
Лукояновский,Гагинский районы.