Posted in Семья
05.09.2013

Новый закон — новые порядки

Работа над законопроектом началась в 2009 году. Первую рабочую версию разместили на сайте Минобрнауки в мае 2010 года. Она вызвала огромный резонанс и в профессиональном сообществе, и среди рядовых граждан. В конце декабря прошлого года Госдума окончательно приняла закон. Представители Минобранауки говорят, что в новом законе хорошо прописана норма доступности образования, однако стараются не говорить о том, чего из-за этого документа лишаются студенты и школьники.
Новый закон «Об образовании в РФ» сменил два других закона — «Об образовании» 1992 года и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года.
«Данный закон объединил самые лучшие образовательные практики, сложившиеся в российском, а также в международном образовании. Главное достоинство этого закона в предоставлении реальных механизмов для доступности образования высокого качества всем людям, независимо от возраста, пола, места жительства», — сообщила первый замминистра образования и науки Наталья Третьяк.
За время рассмотрения этого законопроекта в него было внесено несколько тысяч поправок, многие из которых были учтены. В новом законе четко прописаны уровни общего образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее), а также уровни профессионального образования (среднее профобразование, высшее — бакалавриат, специалитет, магистратура, а также новый уровень — подготовка высшеквалификационных кадров).
Изменения в дошкольном образовании
Самые большие изменения произошли в сфере дошкольного образования. Были утверждены новые государственные стандарты дошкольного образования, основной особенностью которых стало следующее: теперь развивать детей будут в игровой форме. Таким образом, детский сад перестанет быть своеобразными «подготовительными курсами» к школе. «В нашей стране в последнее время произошла подмена понятий. Детский сад стал считаться начальной школой. Но основная задача детского сада — не просто научить детей читать, считать, писать, а подготовить их так, чтобы они хотели учиться и могли социализироваться в разных условиях», — объяснила Наталья Третьяк.
Дошкольный уровень при этом не будет предусматривать никаких итоговых экзаменов либо других форм оценки знаний детей, чего так боялись и эксперты, и учителя. Обучение ребенка в детсаду будет бесплатным, но родителям, как и раньше, придется платить за их присмотр. Родителям придется платить за питание и работу нянечек. В эту плату не должны включаться расходы на содержание имущества. Министерство проанализировало, какие суммы сейчас родители платят за детский сад.
В результате за этот год рост оплаты составил не выше 5 процентов. Детские сады перейдут на уровень субъектов Российской Федерации (ранее они подчинялись только муниципальным органам власти), что, по мнению многих экспертов, сделает их более доступными. Переходить на новые стандарты детские сады будут постепенно, в течение трех лет.
Что ждет детей-инвалидов и сирот?
Новый закон призван помочь детям с ограниченными возможностями. «Закон подразумевает переход к инклюзивному образованию. Это значит, что дети с ограниченными возможностями смогут учиться в обычных классах с другими детьми, но никто не говорит о закрытии или сокращении специальных образовательных учреждений для детей-инвалидов», — сказала Третьяк. Если новый закон проявил заботу о детях-инвалидах, то дети-сироты были лишены части своих льгот. Так, теперь они вынуждены будут поступать в высшие учебные заведения по конкурсу (раньше дети-сироты шли вне конкурса).
«Наша Конституция предусматривает получение высшего образования только на конкурсной основе, — подчеркивает Третьяк. — Внеконкурсный принцип вызывал множество вопросов.
Кроме того, многие дети-сироты не готовы были осваивать университетскую программу. Они пользовались льготой, однако многих отчисляли уже после первого курса. Таким образом, высшего образования они не получали. Поэтому мы решили поменять подход».
Минобрнауки создало все условия для получения детьми-сиротами образования на бесплатной основе: теперь они смогут учиться при вузах на подготовительных отделениях, но поступать в вузы им придется на общих основаниях. Это нововведение вызвало среди экспертов много критики. В частности, Олег Смолин, первый зампред комитета по образованию, заявил, что детей-сирот лишили возможности социализации.
Что получат школьники?
По новому закону ученики смогут самостоятельно выбирать учебный график. Это позволит совмещать школьное обучение с семейным. Такой план выгоден в первую очередь детям, занимающимся спортом, музыкой, искусством, и ребят, которые не могут посещать школу в обычном режиме. Также он подойдет для детей, поменявших школу, так как школьные программы могут различаться, поэтому им понадобятся дополнительные занятия. Индивидуальный график также рассчитан на школьников с ограниченными возможностями, которые не могут в силу различных обстоятельств все время посещать школу.
Многие аналитики говорили о том, что новый закон введет поголовные поборы в школе. Но такие заявления, по утверждению разработчиков, безосновательны. Хотя на практике случаи могут быть разные. Стоимость дополнительных часов в школах будут определять учредители данного учебного заведения. В школах и раньше существовали кружки, за которые приходилось платить родителям. Но кружки — это одно дело, а дополнительные уроки — другое. Поэтому никто не сможет исключить случаи вымогательства.
Новый закон об образовании установил общий подход к применению школьной формы. Так, ученики должны носить форму светского характера, соответствующую общепринятым нормам делового стиля. Общий вид одежды школьников (фасон, цвет) должны определяться родительским комитетом, советом школы и родительским собранием. Согласно новому закону все школы будут обеспечены школьными учебниками, причем совершенно бесплатно. Родителям не придется за них платить.
Старшеклассники смогут сами выбирать учебные курсы, причем не только в своей школе, но и вне ее, благодаря электронному обучению. Закон установил право применять в образовании дистанционные и модульные технологии, электронное обучение. ЕГЭ сохранится, но его результаты будут действительны 4 года после получения свидетельства. Раньше этот срок составлял всего лишь 18 месяцев. Причем экзамен можно пересдавать ежегодно, выбирая для поступления в университеты наиболее высокие результаты.
Сельские школы не смогут закрыть без учета мнения местных жителей. Закон обещает: закрыть сельскую школу можно лишь после одобрения сельского схода. Если селяне возражают, местные власти обязаны сделать все возможное, чтобы сохранить школу.
Что гарантировано учителям
Новый закон прописывает положительные нормы для педагогов. Впервые признается особый статус педагога. «Государство гарантирует достойный уровень оплаты труда педагога. Зарплата учителя не может быть ниже средней зарплаты по промышленности в конкретном регионе», — заявила Третьяк. Так, оклады преподавателей вузов с сентября повысятся приблизительно на 10000 рублей.
Педагогическим работникам, которые проживают в рабочих поселках или сельской местности, будут компенсированы расходы на оплату жилья, освещения и отопления. Если они проживали и работали в селах более десяти лет, новый закон гарантирует им сохранение этих норм соцподдержки даже после выхода на пенсию.
Аспирантура будет другой
Серьезные изменения ожидают аспирантуру. Она становится отдельным уровнем образования. Значит, изменятся условия и организация приема, появятся новые образовательные программы и промежуточные экзамены.
А что в вузах?
Поменяются правила зачисления в вузы. Если прежде основной льготой было зачисление вне конкурса, то сейчас льготникам предлагается обучение на бесплатных отделениях вуза.
Бесплатно учиться в вузе за счет бюджета можно будет только один раз.
Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования. Впрочем, исключение сделано для некоторых программ. Проект закрепляет высокий статус МГУ и СПбГУ, которым дано право устанавливать свои собственные образовательные стандарты.
Все вузы, и государственные и частные, должны участвовать в мониторинге качества образования, результаты которого будут открыты и размещены в Интернете. И если для первого мониторинга свои данные представили только несколько десятков частных вузов, то сейчас в нем будут обязаны участвовать абсолютно все негосударственные вузы .
Сергей ВАСИЛЕНКОВ.