Мы идем в школу
С самого начала родителям необходимо осознать, что ответственность за приход в школу, домашние задания и другие дела, связанные с подготовкой к школе, лежит на детях, а не на мамах и папах. Естественно, родители помогают в выполнении каких-то заданий, но роль у них второстепенная, подкрепляющая. Если родители с этим согласятся, то у ребенка будет больше шансов на успех. Первоклассник вполне способен самостоятельно встать, выбрать одежду, одеться, заправить кровать и сесть в назначенное время за стол к завтраку. Ребенок школьного возраста без лишних подсказок может запомнить, что ему нужно взять с собой в школу. В конце концов, на двери комнаты можно вывесить список необходимых для школы вещей.
Самое полезное, что могут сделать родители для ребенка перед началом первого учебного года, – это совместно с будущим первоклассником организовать рабочее место, помочь с первыми домашними заданиями – в том, как спланировать время на их выполнение, какая последовательность действий необходима при их выполнении. Можно показать, как делать задания, что-то выполнить вместе, ответить на возникшие вопросы. Ни в коем случае не следует делать задание за ребенка.
Когда возникают проблемы в школе, их необходимо проговорить дома. Если же вам кажется, что с какими-то ситуациями ребенок не может справиться самостоятельно, тогда лучше вмешаться и поговорить с класс-ным руководителем о том, что происходит.
На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребенка самостоятельности. Ведь малышу придется выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и учителем, а значит, и нести ответственность. Многие родители думают, что чем больше слов знает ребенок, тем более он развит. Но это не совсем так. И помните: в школу ребенок идет не демонстрировать свои знания, а учиться.
Если ребенок трудно входит в контакт со сверстниками, почаще организуйте встречи с ними. Сначала для игр во время прогулок, а затем и для занятий и забав дома. Постепенно у ребенка будет вырабатываться потребность в общении, а перед интересом к совместной деятельности отступят нерешительность и робость.
Но самое главное, не перекладывайте на школу ответственность за воспитание ваших детей. Педагоги часто слышат от родителей фразы, типа: «Вас учили, как воспитывать детей, вот вы и воспитывайте». На самом деле школа может и должна обучить общим учебным действиям, привить основные умения и навыки в различных (в соответствии с учебным планом) областях знаний. Однако кто, как не родители, смогут помочь своему ребенку захотеть учиться.
Очень важно в первые дни и месяцы обучения ребенка в школе создать дома такую обстановку, когда бы все члены семьи интересовались тем, что происходит у него в школе, с удовольствием слушали выученные стихи и сами делились воспоминаниями (лучше смешными, в меньшей степени – поучительными) о том, как они сами начинали учиться.
Юлия ЖИЖЧЕНКО, педагог-психолог.