Всяк хлопочет, себе добра хочет
Рубрику ведет Наталья ОГАНИНА, илолог. 417-41-02.
Происхождение некоторых из них большинству известно: например, «бить баклуши» — то же, что шататься без дела, повесничать, а словом «баклуши» в Костромской и Нижегородской губерниях называли чурки для токарной выделки щепёной посуды. «Бить баклуши» означало готовить эти чурки, скалывая топором горбыльки. Работа считалась легкой, отсюда и фразеологизм: бить баклуши — значит бездельничать.
Но есть задачки и посложней. Откуда, например, взялось выражение «гол как соко€л»? Ведь эта гордая птица свободно и величаво парит в воздухе; по природе опытный воин, с быстротой молнии падает на свою жертву. Недаром для русского доброго молодца не было лучше похвалы, как сравнение с соколом: «Видно сокола по полету, как доброго молодца по ухваткам». Откуда же тогда «гол как соко€л»?
Оказывается, гол и гладок другой сокол — старинное стенобитное орудие из чугуна, которое подвешивали на железных цепях и долбили им вражеские укрепления, а также большой ручной лом, которым дробили и гранитные камни, и каменную соль. Прекрасная птица тут ни при чем.
Или еще выражение — «хлопот полон рот». В прошлом одним из значений слова «хлопоты» было брань, ссора. В других славянских языках и в русских народных говорах есть глагол «клопотать», аналогичный нашему литературному «хлопотать» — исполнять какую-то работу, но при этом суетиться, шуметь.
В одном из памятников
XII века есть фраза: «И се слышаша глас хлопота в пещере от множества бесов». По сочетанию со словом «глас» (голос) можно думать, что клопот, он же хлопот, — это беспорядочный шум, издаваемый множеством говорящих. С этим же словом связан и глагол «клепать» (бить, ковать), от которого произошел наш «поклеп». В этом же ряду и слова «хлопать», «хлопушка».
Итак, «ссор полон рот» или «шума полон рот» — исконное значение данного выражения? Возможно, но это еще не все. В одном сборнике XVII века сохранилась полная форма высказывания: «Хлопот полон рот, а перекусить нечего». Что-то вроде «Полный рот брани, а не съешь!» Согласитесь, образно сказано. И как всякое образное выражение, оно содержит в себе какой-то подтекст, в данном случае очень даже ядовитый.