Пусть всегда будет школа
За 19 лет Николай Саушкин создал в родном селе Кочетовка Сеченовского района не просто экономически крепкое крестьянско-фермерское хозяйство со звучным название «Россия», а крупное современное сельхозпроизводство. И тем по праву может гордиться. Но есть и обстоятельства, которые заставляют его беспокоиться. Переживает он, что недополучает деревня многого. На этот раз вышло, что предметом рассуждений стала сельская школа.
— Нередко по утрам в период учебного года наблюдаю картину, от которой сердце начинает щемить, — начал Николай Александрович. — Рано утром стоят наши старшеклассники на улице и ждут школьного автобуса. Дождь ли, мороз ли – стоят и ждут. Он повезет их на занятия в другое село, в Мурзицы, в тамошнюю среднюю школу. А наша, Кочетовская, десятилетиями пребывавшая в таком статусе, стала ее филиалом, неполной средней.
И вот тут я ставлю себя на место наших ребят, которые утром садятся в автобус и едут учиться в Мурзицы. Уверен, что в их головах вызрело убеждение, что наша Кочетовка, такая большая и ухоженная, есть поселение второстепенное. Это очень страшная мысль, если она укоренится в сознании юного жителя села.
Но сначала вообще о судьбе школы. Похоже, я становлюсь уже врагом районной власти. Потому что буквально дерусь за сохранение нашей школы. Ради этого мы перевели под ее крышу детский сад. В нем два дес2ятка детей. Плюс сорок школьников. Их может быть и больше, есть для того условия в Кочетовке.
Мы пытались отстоять школу как среднюю. Нам ответили: есть федеральный закон о подушевом финансировании сельских образовательных учреждений. Мало учеников – нет средств для содержания школы. Но разве можно в нынешних условиях так подходить к каждому селу, к каждой школе? Только в индивидуальном порядке!
Беру свою Кочетовку. Крупное село, есть здесь заметное сельхозпредприятие, способное значимо поддерживать школу. И делаем это постоянно. У нас работает молодежь, некоторым помогаем строить дома, некоторым — приобретать жилье на вторичном рынке. То есть молодые семьи желают укорениться в селе. А раз так, то и количество детей будет прибывать.
Недавно была прямая линия с президентом Путиным. Хотел пробиться туда как раз с вопросом о подходе к судьбе сельских школ. Но не допустили меня с моим вопросом к президенту.
Ну а теперь о той мысли, которая, вероятнее всего, уже вызрела в головах кочетовских старшеклассников и их ровесников, оказавшихся в таком же положении. В течение учебного года большую часть дня они проводят в другом селе. И оно им начинает казаться значимее своего родного. В их душах остывают чувства к тому месту, где они выросли. А без патриотизма по отношению к малой родине человеку никак нельзя.
Почувствуют дети второстепенность своего села и легко с ним распрощаются. Старшее поколение становится брошенным, многие попадают в дома престарелых. Это большая беда, нравственная беда.
Потеря школы для села – это и потеря педагогических кадров. А ведь сельский учитель, как правило, вкладывает всю душу в воспитание детей.
Вот чего лишаемся при закрытии школы. Не хочу, чтобы мы в своей Кочетовке начали ощущать такие потери.
Когда-то в нашем селе была очень красивая церковь. На всю округу славилась, восемь куполов имела. Жители села возводили ее не только для себя. Они дарили ее своим потомкам, о будущем думали, желали видеть село более красивым. Вот мы и посчитали необходимым восстановить храм, а точнее, построить новый. На самом видном месте у нас будут стоять церковь, школа, больница, Дом культуры. Очень надеюсь, что будут стоять всегда.
Мы приложим силы для сохранения всего, чем располагает село. Но не мешали бы нам действия не во благо ему.
Записал
Виктор КОМАРОВ.