Тайны кремля
Башня преобразилась, когда в ней разместился художественный музей. Реставрация башни приоткрыла тайны кремля – подземные ходы и потайные комнаты.
Как оказалось, нижегородский кремль – это не только башни и стены с бойницами. В этом мы убедились, переворошив старые газеты, которые писали о поисковой работе в кремле.
-
А тут вдруг вспомнился еще один поиск – библиотеки Ивана Грозного. Давно существовала гипотеза, что след библиотеки можно отыскать и в Нижегородском кремле. Почему бы нам не попытаться это сделать?Надежное место
О реальности библиотеки Ивана Грозного существуют разные мнения. Кто-то из ученых-историков верит в нее и призывает искать, а кто-то считает, что это всего лишь миф и целостной библиотеки с множеством книг не было никогда. А это значит, что ее поиски — пустая трата времени и сил.
Напомним, что же могла представлять из себя библиотека Ивана Грозного. Это была не совсем его библиотека, а деда – Ивана III. Тот посватался к византийской принцессе Зое (Софье) Палеолог, и она, отправляясь на царствование в Москву, якобы прихватила богатейшее собрание книг, которое накопили императоры Восточной Римской империи. К тому времени библиотека была собственностью семьи Палеолог.
Известно о библиотеке стало во время царствования Василия III, который попытался привлечь переводчиков для работы с рукописным материалом.
Иван IV, он же Грозный, унаследовал любовь к книгам от деда и отца. 70 подвод с фолиантами, которые привезла в Москву бабушка, стали не зря называться «библиотекой Ивана Грозного». Именно он начал с ними активно работать.
Предположительно Иван IV разделил библиотеку на три части.
В первую часть вошли наиболее ценные, но сугубо византийские книги. Он их замуровал, возможно, с монастырскими драгоценностями.
Вторая часть библиотеки служила для постоянного пользования.
И третья – самые необходимые книги, которые во всех походах были с Иваном Грозным.
После смерти сурового властителя никакой библиотеки обнаружено не было. До сих пор неизвестно, в одном ли месте спрятаны книги или в разных.
Согласитесь, для легенд почва есть. Особенно когда речь заходит о третьей части книжного наследства.
Иван Грозный пять раз бывал в Нижнем Новгороде. В третьем своем походе на Казань, в 1552 году, он думал зимовать на Волге. Известно даже где: в основанном им городе Свияжске.
Возможно, во всех пяти поездках его сопровождал возок с книгами. Чтобы не рисковать ими, он мог оставлять их в надежных местах, а потом, устроившись на постой, отдать распоряжение доставить книги.
Одним из надежных мест для хранения библиотеки был Нижегородский кремль.
Нижегородская гипотеза
Так и возникло предположение о том, что часть библиотеки до сих пор может находиться в волжской цитадели.
Иван Грозный не был уверен, что с ходу возьмет Казань, поэтому и собирался зимовать. Но случилось обратное – Казань пала, и 12 октября 1552 года царь отправился Волгой до Нижнего Новгорода. Царский же обоз шел сушей. Находились ли в нем книги? Возможно, их не успели из Нижнего Новгорода доставить царю.
Ивану Грозному не очень везло с Казанью. Все его походы сопровождались непогодой. На этот раз тоже путь был залит дождями. Зачем было подвергать опасным испытаниям книги, которые могли промокнуть или напитаться влагой. Царь ждал зимы, но зимовать не пришлось. Архив и походная библиотека так и остались надежно спрятаны в тайниках Нижегородского кремля.
Возвращаясь из похода домой, царь мог, все из-за того же ненастья, не торопить вывоз книг и архивных бумаг из Нижнего Новгорода.
Где же в кремле могла быть резиденция царя? Это определить можно с большой точностью.
«Двор государев, где живут воеводы, на нем строенья хоромы тройные на жилых подклетах… у передней горницы сени на подсенье»… А находился этот двор недалеко от Тайницкой башни. Много позже здесь располагался манеж Аракчеевского кадетского корпуса. Было бы странным, если бы о подземных казематах кремля не знали шустрые кадеты. И такое свидетельство есть.
В 1911 году в Одессе сын известного нижегородского историка и архивиста А. Я. Садовского поэт и переводчик Борис Садовской встретил двух офицеров, которые заканчивали кадетский корпус в Нижнем Новгороде. Они рассказали о подземных ходах и помещениях, заполненных какими-то бумагами. Один из офицеров даже хранил в своем семейном архиве пару листочков, которые он прихватил из подземелья. Сообщение об этом прозвучало на заседании архивной комиссии. Больше ничего об этом факте неизвестно. Видимо, разыскать офицера, хранившего бумаги, впоследствии не удалось.
Любопытна заметка из журнала «Русский архив» за 1896 год:
«В Нижнем Новгороде из… башни, где дела, еще не разобранные, лежали сложенные как дрова, сторожем с одной интеллигентной личностью было украдено и продано с лишком 30 возов архивных дел…»
Что это были за документы и какую ценность они представляли, кто теперь об этом скажет? Не было ли среди них книг из таинственной царской библиотеки?
«Варягов нам не надо»
В начале 30 х годов прошлого века поиском библиотеки Ивана Грозного в Москве занялся известный историк и археолог Игнатий Яковлевич Стеллецкий. Он получил разрешение на археологические раскопки в Московском Кремле. Планировал он поискать следы библиотеки в царских резиденциях в селе Коломенском и слободе Александровской. Часть библиотеки могла находиться и там.
Стеллецкий открыл в Кремле множество подземных ходов и галерей. Это вселяло надежду. Но трагическое событие, которое произошло в Ленинграде, – убийство партийного деятеля Сергея Мироновича Кирова — перечеркнуло все планы Стеллецкого. Поиск в Кремле запретили.
Игнатий Яковлевич Стеллецкий вел подробный дневник поисков. Чтение это увлекательное. Есть в дневнике странички, которые требуют повышенного внимания. Вот эта, например.
В 1929 году свои услуги в поисках библиотеки предложил немецкий инженер из Кельна Макс Фридерсдорф. Он обладал «разведывательным прибором», с помощью которого можно было точно определить «местонахождение тех или иных предметов в подземном Кремле, а также глубину их залегания». На все работы он просил всего 10 дней.
А подтолкнула инженера к действию публикация в немецкой газете «Фоссие Цейтунг», которая называлась «Подземный Кремль». В ней очень подробно рассказывалось о сокровищах, которые могли храниться в подземельях Московского Кремля.
Цитируется в заметке и высказывание Игнатия Яковлевича Стеллецкого: «Если бы удалось открыть эти книги, то это превзошло бы знаменитую находку Тутанхамона».
Реакция на письмо немецкого инженера и публикацию в газете у Стеллецкого была однозначная – «варягов нам не надо».
В истории с библиотекой «варяги» уже однажды присутствовали. Об этом мы еще расскажем.
В Нижнем Новгороде интенсивных поисков библиотеки не велось. Хотя в 50 х годах прошлого века предпринимались попытки энтузиастами провести разведку с помощью миноискателей. Утешительных результатов они не дали, но летом 1958 года на Зеленском съезде под Северной башней кремля после проезда тяжелогруженого автомобиля обнаружился провал правильной геометрической формы. Его тут же засыпали. Через год оползень обнажил подземный ход внутрь кремля. Произошло это под тем местом, где сегодня находится Вечный огонь. Ход шел в сторону Пороховой и Кладовой башен.
Но, пожалуй, больше всего сведений о подземных ходах можно почерпнуть из документов Нижегородской ЧК. В протоколах за 1918 1919 годы говорится о многочисленных операциях нижегородских чекистов по ликвидации в подземных ходах кремля групп контрреволюционеров и банд уголовников. Там шли нешуточные бои.
Именно в это время были заложены все ходы, ведущие в подземелья. Больше туда никто не проникал. С нижегородской гипотезой истории библиотеки Ивана Грозного было покончено.
Кто шел по следу?
На этом можно было бы закончить наше повествование о библиотеке Ивана Грозного. В Нижнем Новгороде ее не нашли. Нижегородская гипотеза осталась без доказательств и подтверждений.
Но осталась какая-то недоговоренность. Кому-то покажется, что приведенные нами доказательства о существовании части библиотеки Ивана Грозного в Нижнем Новгороде не очень убедительны. Хотелось бы большего.
По существу, мы остановились лишь на одном вопросе: могла ли библиотека быть спрятана в Нижегородском кремле? Ответ на этот вопрос мы дали – могла.
И еще один не менее важный вопрос: а вообще, этим собранием книг, кроме наших исследователей, кто-то интересовался? Кому-то это было интересно?
Если эти книги – мировая ценность, то неужели никто не обратил на них внимания и не старался подключиться к поиску, кроме немецкого инженера с опытной станции сточных вод из Кельна Макса Фридерсдорфа?
А вот здесь открывается целая цепь детективных историй. По следу библиотеки шли тайно и явно. Следы эти приводили и в Нижний Новгород. Так что повременим закрывать нашу тему. Нам еще предстоит встретиться с неожиданностями.
Вячеслав ФЕДОРОВ.
(Окончание следует.)