Posted in Благовест
01.08.2013

Водная преграда

Вправе распоряжаться

Конфликты местных жителей с арендаторами угодий — явление в наше время, увы, не редкое. Вот и в селе Панине Сосновского района разразился скандал, когда один из прудов, а в селе их четыре, передали в аренду частному лицу. Не какому-нибудь приезжему горожанину и не первому встречному, а своему, из местных.

Компромисса с новоиспеченным арендатором водоема люди не нашли. Посыпались жалобы в областную газету, органы власти. «Вот уже 60 лет мы пользуемся прудом, который сами вырыли, а теперь его отдали в аренду С. К. Чаусову, который накидал туда веток и не разрешает ни купаться, ни ловить рыбу, ни полоскать белье».

В первую очередь мы отправились к главе администрации Сосновского района.

— Договор с Чаусовым на аренду пруда заключен на пять лет, — сказал Анатолий Зимин. – Не жители села, а он расширил этот водоем, который прежде больше походил на лужу. Запустил туда рыбу. И можно понять его возмущение, что сельчане полощут в пруду белье. В нашем районе не один пруд находится в аренде. Любой желающий мог взять пруд и в Панине, были объявления в газетах. Ничего противозаконного здесь нет. Пруд – на землях сельхозназначения, это муниципальная собственность, которой мы вправе распоряжаться…

А вот и документ, подписанный главой районной администрации 22 февраля 2011 года, где сказано: «Предоставить в аренду С. К. Чаусову земельный участок площадью 1500 квадратных метров, расположенный в селе Панине, в целях ведения рыбоводства».

В договоре аренды земельного участка есть и такой пункт: «Не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом участке и прилегающих к нему территориях».

А народ спросили?

На берегу пруда – тишина, нарушаемая лишь всплеском рыбы да шелестом листвы на деревьях. Пейзаж — только бы любоваться, но табличка с надписью «Ловля рыбы запрещена» возвращает к действительности.

— Третий год уже сюда не ходим, — вздыхает Лилия Ушакова. – Мы сами рыли и чистили этот пруд, а теперь его у нас отняли, дали Чаусову право разводить для себя рыбу. Отгородили бы часть пруда – нам много не надо. Теперь приходится полоскать белье в Виткуловом пруду – целый километр от дома.

Лилии Васильевне 74 года. В таком возрасте да с больными ногами даже небольшое расстояние – в тягость, тем более с грузом.

— Рядом с прудом одни старожилы живут, кому за 70, — продолжает Поллинария Шобонова. – Какая от нас химия, если раз в неделю прополощем белье? Всю жизнь полоскали, не пропадала рыба. Чаусов и детям подходить к пруду не разрешает. Мои внуки приехали из Перми, хотели на берегу посидеть – прогнал…

— Не дело, что отдали пруд, не он его рыл, а люди, — поддерживает Владимир Посылкин.

Сидящие рядом с ним на скамейке мужики тоже такого мнения. В один голос: «Пруд должен принадлежать сельчанам!».

— Прежде чем отдавать в аренду общественный водоем, надо было спросить мнение народа, — возмущается Лилия Ушакова. – Нас никто не собирал. Районная администрация составила документы в пользу Чаусова. Говорят, он и другие пруды хочет взять в аренду. Мужики грозят: «Не дадим»…

Чужой среди своих

Как ни странно, мы не услышали в Панине ни одного доброго слова в адрес арендатора от его односельчан, приславших письмо в редакцию. А ведь он живет в селе уже целых десять лет. Неужели этот злосчастный пруд так испортил его репутацию, что хорошее уже не вспоминается?

— Впору уезжать из села, — сетует Сергей Чаусов. – Этот пруд был выкопан в конце 1970 х совхозными тракторами – у меня есть свидетели. Но со временем он высох и превратился в лужу. Я нанял технику, сделал плотину, очистил его. Позднее решил оформить в аренду этот участок в 15 соток, ведь столько сил и средств было вложено. Экскаватором углубил старый пруд. Кстати, во время оформления документов он вообще не числился на карте…

Новый собственник завез 130 килограммов рыбы, но весной пруд исчез. Снова пришлось начинать с нуля, поднимать плотину.

— Это правда, что вы не разрешали детям купаться?

— Три года они купались, лишь вечером во время кормления рыбы не разрешал. Начали бросать бумагу, шуметь. Пытался приучить к порядку… Возмущаться односельчане начали, когда решил делать искусственное нерестилище – рыба не росла. Весной накидал кустов, забил частокол и плетень, чтобы удержать плотину от размывания. Этим летом уже не разрешаю купаться.

По словам Сергея Константиновича, он предлагал на Виткуловом пруду сделать пляж за свой счет, но не нашел поддержки в сельской администрации. Зато запустил туда 20 кг рыбы. Правда, ей не дали нереститься – выловили.

— Не хочу скандалить с сельчанами, — говорит арендатор. — Хочу восстановить природу. А мне ставят палки в колеса. Обидно.

Лучше худой мир

Главу Панинской сельской администрации мы застали за уборкой территории – дворников в штате нет.

— С этим прудом целая эпопея, приезжали даже из области, — говорит Ольга Морозова. — Я стараюсь держать нейтралитет. Хотя по-человечески жалко пожилых людей, все инвалиды…

— Если бы не Чаусов, этого водоема вообще бы не было, — включается в разговор главный бухгалтер Ольга Артамонова. — Он полностью восстановил его на свои средства. Три года назад сельская администрация углубила пруд, но часть денег дал Чаусов. Правда, не сделал мостки, как обещал. Они были там раньше, дети разобрали. Не разрешает купаться? Отдыхающие там мусорят, устраивают ночью пикники…

Побывали мы и на Виткуловом пруду – самом большом в селе. Здесь купается местная ребятня, рыбаки ловят рыбу. Почему бы его не благоустроить?

— Знаете, какие это затраты – надо воду спускать, вымораживать пруд, — говорит Ольга Морозова. — Два года назад согласно смете требовалось на его очистку свыше миллиона рублей – сколько только техники нужно, а теперь эта работа обойдется почти в два миллиона. Где взять такие средства? Дороги в селе разбиты, постепенно ремонтируем за свой счет, водопровод заменяем. Сейчас вообще запрещено купаться в водоемах, если они не лицензированы как пляжи…

Ольга Валентиновна убеждена, что прийти к соглашению можно только мирным путем:

— У власти много разных проблем, я предлагаю обеим сторонам как-то договориться, чтобы никто не был в обиде.

С ней трудно не согласиться – и Сергею Чаусову, и сельчанам, приславшим письмо в редакцию, жить на этой земле. Как говорится, худой мир лучше…

Светлана ГУНДОРОВА.

Сосновский район.