Posted in Семья
04.07.2013

Доброта с широкой географией

Дисциплина налаживается сама собой

Перевозский строительный колледж — учебное заведение, хорошо известное далеко за пределами Нижегородчины. А с недавних пор о нем заговорили как об организации с особой социальной направленностью. Причем заговорили сперва не в министерских коридорах, а в стенах детских домов нашей области и соседних регионов.

«Сиротство» — страшное слово. Но сочувствуя ребятишкам, оставшимся без родителей, не каждый готов взять на себя ответственность за их судьбу, за их сегодняшнюю жизнь. А в Перевозе этой ответственности не боятся. Теперь никто уже не может сказать, как получилось, что здешний строительный колледж стал, по сути, самым крупным «детским домом» в области. Сегодня здесь обучаются 137 ребят из детдомов и 29 опекаемых подростков.

Некоторые детдома целиком всем выпуском в Перевоз стремятся. География широкая — Чувашия, Дзержинск, Пошатово, Вад, Павлово, Решетиха, Сергач, Подлесово, Балахна, Лысково…

Начальник отдела по воспитанию и социальной поддержке обучаемых Елена Пузрова меня просто ошарашила, сказав, что всю работу по адаптации этих ребят выполняют… два воспитателя и один специалист.

— Справляемся, потому что сумели создать работающую систему, — поясняет Елена Германовна. — Работу с подростками начинаем с нуля. Приходят к нам зачастую абсолютно не готовые к жизни ребята. Они не умеют приготовить обед, не понимают, что такое семья. Жизни в домашней обстановке учим их мы. И это работает!

Ребята порой приходят сюда ершистыми, но, увидев человеческое отношение к каждому, понемногу оттаивают душой.

Вот так и выходит, что дисциплина налаживается уже сама собой. Потому что держатся дет-домовские ребятишки за свой колледж. Перевод для тех, кто нарушает устоявшиеся правила, становится трагедией.

Такая система дает плоды. В колледже сейчас ни одного ребенка-сироты нет на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Такому поражаются педагоги других средних учебных заведений.

Побудка под губную гармошку

О необычайно теплых отношениях детдомовской ребятни со своим куратором Людмилой Ходыкиной мне рассказывали буквально с первых минут общения и педагоги, и дети.

Хлопоты ее начинаются с утра. Но вовсе не просто контролем пришедших на занятия. Ребятишек надо сперва разбудить. Да-да, студентов, как малышей, поднимает с постелей их куратор вместе с воспитателем Натальей Балдиной.

Вы не пробовали разбудить с рассветом полторы сотни подростков? Дело непростое, тут командой «подъем!» не обойдешься. Нужно изобретать что-то необычное. Например, взять музыкальный инструмент и играть «побудку» до тех пор, пока «детки» не начнут подниматься. Лучше всего действуют губная гармошка или барабан.

Шутка помогает лучше, чем строгость. К каждому свой подход, а иначе на первой паре может случиться большой недобор студентов.

К обеду — новое дело. Ребята из детдомов, как мы уже говорили, зачастую не умеют готовить. Даже овсянку сварить не в состоянии. Поначалу первокурсники норовят питаться сухими «бэпэшками». Вот у куратора и воспитателей еще забота — накормить и научить готовке, чтоб студенческая жизнь не кончилась гастритом или язвой.

Деньгами первокурсники, только-только вышедшие в самостоятельную жизнь, тоже еще не умеют распоряжаться. Чтобы не просадили стипендию в первый же день, куратор выдает деньги частями.

— Но бывает и еще проще, — в один голос рассказывают педагоги. — Ребята часто звонят и просят о помощи. Могут сказать: «Мам, у меня есть нечего». Конечно, дадим и картошки, и погребных запасов…

У «многодетной мамы» Людмилы Сергеевны хлопот невпроворот. Ходыкина своих подопечных и трудоустраивает после учебы, и помогает решать проблемы с жильем. Даже по судам, если приходится, бегает. Порой через прокуратуру или соцзащиту, но добивается, чтобы ее ребятишки брошены не были.

— И с «домашними» бывает непросто, — вздыхает начальник отдела по воспитанию и соцподдержке Елена Пузрова. — Но мы вообще стараемся их не разделять. У нас нет такого, чтобы детдомовские держались только своей группой. Они общаются широко. Сама обстановка не располагает к обособлению. И живут они вместе с остальными детьми. Через два года адаптации они становятся другими — серьезнее, самостоятельнее, сдержаннее. Взрослеют, словом.

Три профессии — не предел

И все же главное, зачем приходят сюда студенты, это учеба. В Перевозе создана комплексная система подготовки практически по всем строительным специальностям. Особенно педагоги гордятся тем, что обучение практикоориентированное.

— Знания без опыта мертвы, — поясняет директор колледжа Алексей Шершнев. — А наша методика позволяет завоевывать рынок профессиональной подготовки и переподготовки многим строительным специальностям. Всему, что потребуется в работе, мы обучаем не только в классах, но и даем практическое представление на специальных полигонах. Обучающих центров, подобных нашему, во всей Европе единицы. Наш уровень профессиональной подготовки позволяет даже выпускнику начать свой строительный бизнес…

Особенность колледжа в том, что выпускник получает за время учебы не одну специальность, а еще 3 4 дополнительные. Кстати, для детдомовских ребятишек все дополнительное образование, включая заочное высшее, бесплатно. Кроме того, учитывая реалии современности, всех сирот директор приказал бесплатно обучать вождению автомобиля и выдавать права.

Ребята из детских домов абстракциям не очень доверяют. Поэтому зачастую выбирают наиболее применимые к жизни профессии. В большинстве они учатся на строителей, поваров, автомехаников и соцработников. Но с недавних пор востребованными стали и информационные технологии.

Массовым явлением стал выбор парнями профессии повара. В студенческой столовой много работ выполняют именно парни. Отлично получается!

В общаге скучать запрещается!

Показать, в каких условиях живут и учатся ребята из детских домов, вызвались третьекурсники Федор Елисеев и Галя Ягунова. По пути девушка охотно рассказала, что учится на соцработника и после окончания колледжа хочет по-ступать в пединститут, продолжать обучение социальной педагогике. Дополнительно Галя осваивает специальность «Организация малого бизнеса».

Рассказала и о том, что многих детей-сирот колледж отправляет на отдых или лечение. Анапа, Египет, санатории и дома отдыха ближайших регионов — география поездок широчайшая. Родной колледж даже загранпаспорта и проездные документы оформляет за свой счет. Конечно, это поощрение за хорошую учебу.

— Свой быт и учебу все организуют по-разному, — солидно рассуждает Федор. — Общежитие здесь хорошее. Комнаты уютнее, соседи спокойнее, чем в детдоме. Мебель хорошая, кухня рядом, машины стиральные тоже есть. Мы живем втроем, а девчонки в основном по двое. Хулиганства не допускаем…

Федор — один из тех, на ком дер-жится порядок в общежитии. Он уже отслужил в армии, и к его словам прислушиваются. Воспитатель Наталья Балдина рассказывает, что парня уважает все общежитие за справедливость, готовность помочь. А еще всем нравится его красивый голос. В подтверждение она просит парня спеть что-нибудь, и Федор охотно берет в руки гитару.

Многие ребята здесь раскрываются: становятся спортсменами или артистами. И в этом тоже проявляется социальная миссия колледжа.

Александр КУРИКОВ.

г. Перевоз.