Входите, открыто!
Не дань моде
— Евгений Викторович, на недавнем учредительном съезде Общероссийского народного фронта президент Владимир Владимирович Путин заявил, что у всех граждан страны должна быть возможность ставить свои, народные задачи, добиваться их исполнения, «напрямую вносить свои предложения, которые затем станут законами и государственными решениями».
А немногим ранее наш региональный парламент принял закон, так сказать, в духе президентского заявления, — «О законодательной инициативе граждан в Законодательном Собрании Нижегородской области».
Это ведь не простое совпадение во времени?
— Однозначно не простое. Назрела, очевидно, такая необходимость в регионах, стране.
К этому я подхожу, может быть, немного глубже, чем представляется на первый взгляд. У нас законодательной инициативой обладает ряд субъектов, начиная от правительства и заканчивая депутатами местного самоуправления. Что касается граждан, то из опыта моей работы как депутата, из опыта встреч с жителями области складывается впечатление, что все свои претензии к народным избранникам и иллюзии они формулируют примерно так: «Что вы там, не видите, что ли?»
Поэтому когда мы говорим, что надо активнее привлекать население к законотворческой деятельности, это не просто веяние времени и уж тем более не дань моде. Мне кажется, в этом случае мы научимся разговаривать на одном языке с жителями области. Странно получается: мы представляем население и в то же время нередко оказываемся в ситуации, когда должны оправдываться перед людьми.
Люди и раньше, не обладая законодательной инициативой, могли свои предложения передать депутату, которого они избрали. А с 1995 года существует областной закон, который предполагает, что жители, объединившись вокруг какого-то вопроса, собрав 50 тысяч подписей, могли внести законодательную инициативу. 50 тысяч вроде бы много. Позднее снизили число необходимых для поддержки законодательной инициативы подписей до 10 тысяч. И в том, и другом случае инициатив практически не было.
Сейчас мы снизили планку до 2 тысяч подписей. Но чтобы выйти с какой-то законодательной инициативой, нужно быть очень эрудированным человеком. При этом сама по себе законодательная инициатива — это еще не закон, это этап законодательного процесса.
Поэтому, кроме того, что мы снизили планку до 2 тысяч подписей, депутаты в этом же законе предусмотрели, что готовы помочь гражданам, выходящим с инициативой.
Главное, чтобы люди поверили
— Если можно, о подробностях чуть позже. А сейчас мне хотелось бы узнать ваше мнение по такому вопросу. Часто слышим, будто России еще далеко до создания настоящего гражданского общества. А на самом деле оно, вопреки пессимистам, возможно, уже появляется?
— Думаю, что гражданское общество в нашей стране, в принципе, уже есть. Мы видим массу примеров, когда представители общественности высказывают поддержку или недовольство теми или иными процессами, происходящими в России.
Но поскольку мы говорим о законах, о законодательной инициативе, в этом плане тоже хотелось бы расшевелить гражданское общество. Важно, чтобы люди захотели это сделать, чтобы они поверили в такую возможность.
К сожалению, у многих до сих пор в ходу не сегодня и не вчера вошедшая в обиход фраза: «Закон что дышло…» А потому, дескать, бесполезно какие-то инициативы вносить, никто их не поддержит…
Обращения граждан в виде законодательных инициатив не обязательно все будут реализованы в законе. Но Законодательное Собрание обязано рассмотреть каждую из них.
— Нижегородские законодатели уже не год, не два и не три сами довольно активно идут навстречу людям. Взять хотя бы, на мой взгляд, очень важный элемент депутатской работы — мониторинг принятых законов, касающихся самых разных сфер жизни. После встреч с депутатами в районах, городах люди высказывают немало дельных предложений, замечаний, которые затем находят воплощение в целом ряде законов, к примеру, о поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса, о бесплатном предоставлении земельных участков в собственность многодетным семьям и других…
— Действительно, на уровне обратной связи мы пытаемся получить информацию о том, как работают те или иные законы, которые принимаются в Нижегородской области. Для этого ведем личные приемы, проводим дни Законодательного Собрания в районах. Ко всему этому добавился еще один инструмент — проведение дней Законодательного Собрания в высших учебных заведениях с молодежью. Люди вносят свои идеи и предложения по совершенствованию законодательства, на основании которых мы уже готовим поправки к действующим законам.
Помните, года два-три назад мы проводили акцию «Народный бюджет»? В ходе видеоконференций разговаривали с жителями области, собирали информацию о том, что в первую очередь хотелось бы людям. В частности, то, что сегодня выделяются большие средства на дорожное строительство, обустройство сельских дорог, дворовых территорий, это как бы производное от того диалога с людьми.
— В то же время депутаты сочли необходимым сделать более доступным само участие граждан в законотворческом процессе, внеся поправки в Устав области и приняв данный региональный закон. Понятно, что лицам, желающим выйти с законодательной инициативой, необходимо знать, по каким вопросам они вправе вносить законопроекты либо поправки к уже действующим нормативно-правовым актам. А еще — о тех условиях, которые нужно соблюсти, прежде чем законопроект можно вносить в Законодательное Собрание…
— Вносить законопроекты можно по всем вопросам, которые входят в компетенцию субъекта Федерации, а также к проектам законов Российской Федерации.
Что касается условий, основополагающим является, конечно, квалифицированная разработка самого законопроекта. Это юридический документ, его нельзя написать абы как. К тексту законопроекта прилагается пояснительная записка. Если его принятие связано с изменениями в бюджете, инициатор разработки законопроекта должен представить финансово-экономическое обоснование. Вместе с законопроектом представляются листы с подписями граждан в поддержку данной инициативы.
Крест готовы нести сами
— Евгений Викторович, когда я знакомился с текстом закона и прочитал о необходимости представления финансово-экономического обоснования законопроекта, подумалось: «Ну все, это крест!» Но когда дошел до третьей главы — «Содействие Законодательного Собрания в реализации права законодательной инициативы», то понял…
-… что этот крест готовы нести мы (с улыбкой).
В этой статье прописаны и гарантии реализации права законодательной инициативы, и содействие в подготовке финансово-экономического обоснования законопроекта, и меры по обеспечению сбора подписей граждан в поддержку законопроекта…
— По моему, этот закон имеет принципиальное отличие от многих других документов. Закон о законодательной инициативе граждан — это приглашение к сотрудничеству.
— Наша задача — не просто создать более благоприятные условия для реализации законодательных инициатив граждан. Мы хотим вовлечь общество в диалог, чтобы люди все глубже и глубже понимали, как устроена власть, как она работает, как принимаются решения, как эти решения реализуются. Работая вместе над тем или иным проектом закона, который будет инициирован гражданами, мы, как минимум, можем добиться улучшения состояния дел в каком-то вопросе. Но есть и другой аспект: общая работа научит нас лучше слышать и понимать друг друга.
— Вот какая мысль в голову пришла: участие граждан в законотворческом процессе будет для них еще и хорошей школой в этом непростом деле.
— Конечно. Люди должны понимать, как работает система законотворческой деятельности. При таком понимании их усилия по разработке и внесению законопроектов будут органичнее вписываться в эту систему.
Думаю, что процесс, который мы запускаем или пытаемся запустить, должен дойти до каждого поселения, потому что гражданское общество состоит не только из жителей крупных городов и районных центров. У нас полтора миллиона человек живет в сельской местности. Именно там наиболее ощутим дефицит тех знаний, о которых мы с вами ведем речь. Люди ориентированы на сельского главу, на районного главу, он для них царь, Бог и воинский командир. Но граждане не должны забывать, что любая власть осуществляется от их имени и они вправе этой власти сказать, чего они хотят от нее, от ее действий. Для этого как раз и нужно людям давать возможность участвовать в этих процессах, чтобы они, как минимум, разбирались в этой кухне.
Не надо бояться
— Возможно, вы надеетесь также на то, что вот этот процесс сделает более беспокойной и работу органов местного самоуправления? В том плане, что люди и туда пойдут со своими законными предложениями и требованиями.
— Конечно.
— Могут ли земские собрания и городские думы принять на местном уровне документы той же направленности, что и закон о законодательной инициативе граждан?
— Рекомендовал бы это сделать, они действительно могут принимать такие решения. Не надо бояться, что люди побегут сейчас толпами с инициативами. Диалог с обществом выстраивать надо, и это продуктивно, когда люди садятся за общий «круглый стол» и рассуждают, как сделать так, чтобы было всем хорошо. Потому что качество жизни людей во всех ее проявлениях — это основная задача, которую мы должны всегда держать в поле зрения.
В свою очередь, Законодательное Собрание, если потребуется, готово и местному самоуправлению помогать с точки зрения организации этих процессов и подготовки материалов.
Беседу вел Николай РЯЗАНОВ.
Граждане не должны забывать, что любая власть осуществляется от их имени и они вправе этой власти сказать, чего они хотят от нее, от ее действий. Для этого как раз и нужно людям давать возможность участвовать в этих процессах.
Мы хотим вовлечь общество в диалог. Работая вместе над тем или иным проектом закона, который будет инициирован гражданами, мы, как минимум, можем добиться улучшения состояния дел в каком-то вопросе. Но есть и другой аспект: общая работа научит нас лучше слышать и понимать друг друга.