Медвежий угол
То, что без дороги, как и без воды, ни туды и ни сюды, жители Медвежьего Лога Большемурашкинского района знают очень хорошо. Их деревня от асфальтированной трассы находится километрах в пяти. Вроде и невелико расстояние, но частенько становится непреодолимой преградой. Пройдет летом ливень, зарядят осенью нудные дожди, от мира люди отрезаны: ни к ним не пробраться, ни они никуда попасть не могут. А как зима со снегопадами, метелями да вьюгами придет, вообще караул. Выручают лыжи. На них встают те жители, что покрепче, берут корыто с привязанной к нему веревкой и отправляются за покупками в соседнюю деревню Медвежья Поляна за три километра.
— Живут у нас одни пенсионеры, самому молодому 63 года, — рассказывает староста Медвежьего Лога Георгий Боголепов. — Добывать хлеб, продукты первой необходимости таким способом становится уже тяжело. Но это не самое страшное. Если кто-то заболеет, потребуется срочная медицинская помощь, «скорая» к нам приедет только в сухую погоду. Зимой из снежного плена автомобилю не выбраться, врачам к нам не попасть. Из-за того, что помощь не подоспела, этой зимой умерло два человека. На кладбище везли на санках. Как в блокадном Ленинграде.
Надежда на то, что к Медвежьему Логу, в котором когда-то располагалось отделение сельхозпредприятия, вот-вот проложат дорогу, была. И ждали этого местные жители не без оснований. В деревне уже и геодезисты работали, колышки вбили — разметили границы будущего полотна с твердым покрытием. Да грянула перестройка, и строительство объекта свернули до лучших времен. А они все никак не наступают.
— Мы не сидим сложа руки, хлопочем, — продолжает Георгий Васильевич. — Отправляли письмо в Главное управление дорожного и транспортного хозяйства области. Пришел ответ: строительство дороги ведется только к тем населенным пунктам, которые находятся от трассы с твердым покрытием на расстоянии не более пяти километров и где прописано не менее 120 человек. Если первому условию мы удовлетворяем, то второму — нет. Постоянно проживающих в Медвежьем Логе человек 40 наберется. Так что надежды на то, что свершится чудо и дорогу к нам проведут, никакой.
Было бы строительство подъездного пути не таким дорогим удовольствием, местные жители наверняка с задачей справились бы сами. Да только километр дороги обойдется без малого в миллион рублей. А тут пять надо. Пенсионерам таких денег, конечно, не собрать.
— На асфальт не рассчитываем, понимаем, что деревня наша неперспективная и деньги кидать никто просто так не будет, — вступает в разговор Маргарита Кострова. — Даже щебенкой засыпать не просим. Лишь бы грейдер проехал да сровнял колеи. Их ведь не мы сделали, а трактора, что поля, расположенные рядом с деревней, возделывают. Мы бы уж поддерживали в порядке и такую дорогу.
Чтобы попасть в Медвежий Лог, нужно еще преодолеть небольшую речку. Она высохла да обмелела, теперь больше на ручей походит. Да только все равно водная преграда получается. Тут жители сами исправили положение. Собрались мужчины, сделали мостик через речку. Да такой крепкий, что и трактора по нему ездят, и ничего, выдерживает.
— Дружно живем в деревне, — говорит Георгий Боголепов. — Если за какое-то дело беремся, то всем миром. Решили в прошлом году памятник погибшим в Великой Отечественной войне привести в порядок. Постамент, на котором солдат стоял, пришел в такое безобразное состояние, что смотреть было больно. Кирпич раскрошился, кругом сколы, трещины. Решили начать с малого — в прошлом году заменили забор вокруг памятника. В этом — взялись за дело всерьез. Прошлись по домам, собрали денег. Сообщили выходцам из деревни, которые живут и в других областях, и рядом, но в Медвежий Лог не приезжают. Многие откликнулись и передали кто сколько мог. Подумали-подумали, сумму вроде набрали внушительную, но на то, чтобы сделать все как следует, не хватит. Снова прошлись по домам, на этот раз собирали металлолом. Все ненужные железки из дворов, проулков несли в общую кучу. Вокруг деревни тоже все собрали. Сдали почти на 13 тысяч рублей.
— Очень помог нам в этом деле глава сельской администрации Александр Владимирович Телегин, — продолжает Маргарита Васильевна. — Он всегда навстречу идет, любую нашу инициативу поддерживает. Задумали мостки на пруду новые поставить, тес выделил. А тут машину дал, чтобы металлолом отвезти. Помог с краской, с материалом для заборчика. Сергей Грошев, лесничий, определил нам делянку, где можно было лес спилить на столбики.
Теперь памятник преобразился. Воин стоит на новеньком постаменте, сложенном из серого кирпича аккуратно и основательно. И табличку, на которой имена погибших выгравированы, тоже обновили. Осталось немного: выложить дорожку да цветы посадить. Для первой уже и плитка закуплена, и песок привезен. Закончат с неотложными садово-огородными делами и общественными займутся. Клумбы разбивают, тщательно продумывая, какие цветы лучше всего посадить.
— Летом у нас красота: леса кругом. Грибов, ягод много, — говорит Георгий Васильевич. — И что показательно: не только в названии нашей деревни есть слово «медвежий». В округе чуть ли не в каждом населенном пункте упоминается этот зверь. Видимо, раньше тут медведей много водилось. Хоть и не встречаем животное давным-давно, а так у нас медвежий угол и остался.
Юлия МИНДАЛЁВА.
Большемурашкинский район.