Posted in Семья
27.06.2013

Кто пирует во время чумы?

В тишине так называемых буферных зон, отделяющих лесные горельники от здоровых зеленых участков, стоит неумолкающий хруст — это несметные полчища гусениц грызут древесину. Многие деревья стоят голые, высохшие. С других, стоит их задеть, опадает кора, и из-под нее на землю сыплются полчища личинок. Это не страшная фантазия в духе Альфреда Хичкока, а реальная ситуация, которая предстала перед специалистами прошлым летом, когда они приехали проводить фитосанитарное обследование в выксун-ских лесах.

Эксперты заявляют: в лесах происходит массовая гибель деревьев. Опасные насекомые распространяются не только вокруг горельников в Выксунском районе, но и на других территориях нашей области.

Наложен карантин

Главный энтофитопатолог лаборатории фитосанитарных экспертиз и обследований Нижегородского референтного центра Россельхознадзора Василий Шипицын склонился над микроскопом и внимательно изучает фрагменты кожуры апельсина. Сюда, в лабораторию, поступает множество образцов фруктов, овощей, цветов, сельскохозяйственных культур… Задача энтомологов определить, не заражены ли они насекомыми или клещами. Только после положительного заключения продукция получит соответствующий сертификат, и ее можно будет развозить по торговым точкам или вывозить за пределы нашего региона.

— Существуют так называемые карантинные насекомые, — объясняет Василий Иванович. – Когда они находятся на своей территории, значительного ущерба не наносят, но стоит их вывезти в другую местность, где у них нет естественных врагов, происходят массовые вспышки, которые приводят к гибели растений. Например, всем извест-ный колорадский жук распространился именно так. Сегодня к нам поступает много цветов, зараженных цветочным калифорнийским трипсом, раньше в России его не было. Он не переносит наши зимы, но выживает в теплицах. С цветов насекомые переходят на овощи и другие растения. Трипс уже поселился в области.

Есть насекомые, которые угрожают другим территориям и у нас. Несколько лет назад карантин был наложен на три вида опасных стволовых вредителей, которые обитают в нижегородских лесах, поэтому специалисты фитосанитарной службы выезжают на обследования в леса, на делянки, где идет заготовка древесины.

Отчего умирают деревья

– Когда отбушевали лесные пожары 2010 года, деревья выкорчевывали и складывали в валы. На них и начали пировать насекомые, — рассказывает Василий Иванович.

Пожары и засуха, которая стояла в лесах области два года подряд, привели к появлению участков с ослабленными деревьями. Именно они стали идеальной кормовой базой для стволовых вредителей. Произошла резкая вспышка их численности, например, короеды давали два-три потомства в год. Ели и сосны, которые росли десятилетиями, гибли за считанные недели.
По наб-
людениям энтомологов, в этом году вредителей меньше не стало. Они начали нападать на здоровые деревья.

Василий Шипицын открывает банку, набитую жуками, и по комнате растекается запах эфира. Чтобы лучше рассмотреть, высыпаем десяток на стол. С длиннющими усами, крупные — сантиметра по четыре, похожие на угли.

— Это черные сосновые и еловые усачи, — объясняет энтофитопатолог. – Вчера мы собрали их на территории Борского лесхоза. Там вредители погубили много ели и сосны. В прошлом году сотрудники лесхоза убрали около 150 гектаров погибшего леса, в этом году предстоит вырубить столько же.

Усачи могут быть переносчиками серьезного заболевания — усыхания деревьев, которое вызывает стволовая сосновая нематода – это такие микроскопические червячки. Когда нематода попадает на дерево, размножается в таком количестве, что забивает все поры, смоляные протоки, и дерево погибает в течение одного-двух сезонов.

В этом году в Литве задержали машину с грузом из Нижегородской области. В нем была найдена живая личинка усача, машину тут же развернули назад. В общем, опасность нешуточная.

Усачи вредны не только как переносчики болезни, но и сами по себе – их личинки питаются древесиной, взрослые жуки – хвоей. Происходит это так: усачи делают насечки и откладывают яйца на коре. Вылупившись, личинки прогрызают ходы внутрь, изъедают древесину. Потом жуки перелетают на новые деревья.

— Вокруг горельников усачей столько, что от них приходилось отмахиваться, как от комаров, — говорит Василий Иванович.

Обвинять во всем один вид насекомых неправильно — в хвойных лесах орудует целая компания вредителей. Бесчинствуют златки, долгоносики и короеды. Последних огромное количество разновидностей, но самый распространенный и приметный – короед типограф. О нашествии этого трехмиллиметрового жучка уже не первый год бьют тревогу во всей Центральной России.

Типограф летит на пищевые феромоны — конкретно на запах ели. Деревья, которые им заселены, можно определить сразу – кора испещрена круглыми отверстиями, словно ее расстреляли картечью, а на земле возле стволов кучки древесной трухи. Результат, как и в случае с усачами, один — деревья быстро засыхают и гибнут.

Не ждать милости
от природы

По мнению специалистов, время для борьбы с вредителями упущено.

— Нужно было сразу, в 2010 2011 годах, проводить массовые мероприятия, в первую очередь химическую обработку леса, — считает Василий Шипицын.

Еще один способ борьбы с вредителями – вырубка погибших и зараженных деревьев.

— В Борском лесхозе применяют и такой способ борьбы, — говорит Василий Иванович, – на делянках кладут контрольные, их еще называют ловчие, деревья, с которых в некоторых местах специально снимают кору. Запах смолы привлекает вредителей, они собираются на стволах, где их уничтожают. Кроме того, можно разводить энтомофагов – естественных врагов вредителей, например жужелиц. В советские годы такой мерой часто пользовались, но сейчас этим практически не занимаются…

Что же нас ждет? Жуки уничтожат все хвойные леса? По прогнозам специалистов, массовое развитие вредителей будет длиться около пяти лет. Возможно, в этом году можно ожидать пика их численности. Стволовые вредители размножаются так быстро, что естественные враги – птицы и насекомые – не успевают их уничтожить. Прежде чем природа приведет свои механизмы в порядок и вспышка вредителей пойдет на спад, может погибнуть много леса. Поэтому пускать все на самотек и ждать милости от природы нельзя. Есть и еще одна серьезная угроза — жуки оставляют за собой целые участки сухих деревьев, небольшой низинный огонь — и они вспыхнут как свечки.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

А как у них?

 

Кстати

Одной из основных причин неожиданного потепления в западных районах Канады в начале XXI века оказалось массированное нападение жуков-короедов, уничтоживших весомую часть лесных массивов в этой части Северной Америки. К такому выводу пришла группа ученых из университета Беркли в Калифорнии, изучившая спутниковые снимки канадских лесов.

Как отмечают исследователи, в последние десятилетия леса на западе страны подвергаются массированным атакам со стороны короедов — их популяция чрезмерно разрослась из-за мягких зим и сухих летних месяцев, в результате жуки стали уничтожать и здоровые участки леса.

Наиболее высокие температуры в дневное время суток наблюдались на тех участках леса, где практически все деревья были уничтожены колониями короедов. Дело в том, что мертвые деревья не выделяют пар в атмосферу, из-за чего дневные температуры повышаются. Это и привело к повышению среднегодовых температур на один градус Цельсия.

 

В тему

На пороховой бочке

Пик пожарной опасности в еловых лесах, погибших из-за нашествия короеда типографа, ожидается в России в 2013 2014 годах, считает руководитель лесной программы Гринпис России Алексей Ярошенко, сообщает РИА «Новости».

Эксперт объясняет, что в первый год после поражения вредителями деревья не представляют большую пожарную угрозу, поскольку по стоячим, «сырым» елкам огонь распространяется плохо. Однако за год деревья высыхают, а упавшие с них ветки могут стать «топливом» для низовых лесных пожаров. И, наконец, пика пожарной опасности деревья достигают на второй-третий год после поражения насекомыми, когда они полностью высыхают и их стволы начинают ломаться, создавая завалы, огонь с которых легко переходит на стоячие деревья. Затем пожарная опасность начинает снижаться, потому что лес зарастает кустарником, лиственными деревьями.

Согласно оценке Всемирного фонда дикой природы России, в Московском регионе площадь лесов, погибших из-за поражения короедом типографом, достигает 40 тысяч гектаров, а экологи уже назвали такие стоячие мертвые деревья «пороховой бочкой».

Вместо комментария

Как стало известно «ЗН», по областной целевой программе «Развитие лесного хозяйства», рассчитанной до 2020 года, с 2014 года планируется провести ряд мероприятий, направленных на борьбу с вредителями, в частности короедом-типографом. Предусмотрена борьба посредством выкладки ловчих деревьев, а также закупка и установка феромонных ловушек. На эти мероприятия будет выделено более 3 млн рублей из областного бюджета.

В 2013 году принят ряд мер по нормализации и стабилизации лесопатологической и санитарной обстановки в лесном фонде. Впервые за десять лет были проведены мероприятия по локализации и ликвидации очагов зеленой дубовой листовертки на общей площади 2050,6 га. Всего по данным департамента лесного хозяйства Нижегородской области на территории лесного фонда региона зарегистрировано 23845 га очагов вредных организмов.