Posted in Экономика
20.06.2013

Распорядиться ресурсами нужно суметь

Примерно год прошел с того момента, как Николай Федоров вступил в должность министра сельского хозяйства РФ. Событий за это время произошло немало, в том числе и глобального масштаба, к которым можно отнести вступление России в ВТО. Но и проблем, спорных вопросов в аграрной сфере не убывает. На наиболее острые из них дает ответ Николай ФЕДОРОВ.

— Россия вступила в прошлом году в ВТО. Почему ничего не изменилось? Ассортимент продуктов питания не расширился до европейского. Цены не снизились, качество не повысилось. Во сколько обошлись госбюджету защитные и компенсационные меры в связи со вступлением России в ВТО, включая снижение пошлин на импорт?

— Обратите внимание, в прошлом году мы собрали урожай зерновых, который составил
70 млн  900  тысяч тонн. При этом цены на пшеницу и рожь с 5 тысяч рублей за тонну взлетели до 10 12. То есть более чем в два раза. Это отразилось бы напрямую на продукции мукомольной, хлебопекарной, комбикормовой промышленности и, соответственно, на ценах на мясопродукты, молоко и все остальное.

Но взлета цен не произошло. Правительство РФ разными мерами, в том числе через инструментарий ВТО, сгладило ситуацию, и продовольственная инфляция за прошлый год составила 7,6 процента. С момента присоединения России к ВТО вырос импорт, особенно животноводческой продукции, мяса, мясопродуктов, молока, молокопродуктов. Это тоже сыграло свою роль, не позволило взлететь ценам. У Минсельхоза двойственная миссия: с одной стороны, мы должны обеспечить очень высокую доходность российских сельхозтоваропроизводителей, с другой — высокая доходность предполагает стабильные высокие цены на продукцию. Но это не должно отразиться на потребителе.

— Что Россия должна изменить по формам господдержки в соответствии с требованиями ВТО?

— Нам нужно адаптироваться к условиям ВТО, использовать такие государственные меры, которые не оказывали бы искажающего влияния на торговлю. Запрещено поддерживать сельхозтоваропроизводителей таким образом, чтобы они выходили за рамки конкуренции. Но есть безграничные возможности оказывать помощь селу, российскому крестьянству в рамках так называемой «зеленой корзины». Это помощь в виде погектарной поддержки. То есть поддержка доходности вне зависимости от того, чем занимается конкретный сельхозтоваропроизводитель.

Здесь нет ограничений, и мы из года в год по государственной программе будем увеличивать поддержку по этому направлению. В ноябре прошлого года в федеральном бюджете предусмотрели 15  млрд 200  млн рублей на погектарную поддержку, а в этом году добавили еще 10 миллиардов. Плюс 7,2 миллиарда на возмещение затрат по уплате процентов по кредитам. К тому же идет софинансирование из региональных бюджетов. Но «зеленая корзина» — это еще и расходы на науку, селекционную и племенную работу, социальное развитие села, создание благоприятных условий для жизни в сельской местности.

— Как вы думаете, почему государство Израиль, не имея ни земли, ни воды и находясь в засушливом регионе, полностью обеспечивает себя продуктами питания, да еще поставляет на экспорт, а Россия — нет?

— Ответ содержится в самом вопросе: потому что у Израиля нет ничего — ни земли, ни воды, одна пустыня, это заставляет их очень много думать и очень активно работать. А мы владеем 25 процентами мировых запасов пресной воды, у нас девять процентов пашни. И мы порой ждем чуда. Вопрос не в деньгах и не в ресурсах, а в умении эффективно ими распорядиться. Думаю, нам есть чему поучиться у Израиля, Финляндии. Небольшая страна, но является крупнейшим экспортером продовольственной продукции. Такие примеры должны заставить нас задуматься, сделать выводы и двигаться вперед. Надеюсь, что государственная программа развития сельского хозяйства даст новые импульсы людям, имеющим опыт успешного ведения агробизнеса.

— Какой процент сельхозорганизаций и фермеров, по вашему мнению, может рассчитывать на получение господ-держки при реализации госпрограммы до 2020 года?

— Рассчитывать могут все, если будут соблюдать установленные правила. Скажем, льготы на горюче-смазочные материалы трансформировали в погектарную поддержку. Льготы на ГСМ открывали путь к злоупотреблениям. А вот погектарная поддержка позволяет довести живые деньги до конкретного сельхозтоваропроизводителя. Крестьянин вынужден показывать, какая у него урожайность, интенсивность земледелия. Это наводит порядок в статистике, не позволяет скрывать объемы выращенного урожая. Такая технология позволяет более справедливо распределять федеральные и региональные средства между сельхозтоваропроизводителями. И минимизировать злоупотребления.

— Остановлено ли сокращение площадей сельхозземель? Сколько сейчас гектаров под сельхозкультурами?

— Да, процесс сокращения земель сельхозназначения остановлен. Земель сельхозназначения сейчас примерно 397 миллионов га. Из них посевных — чуть меньше 80 миллионов гектаров. Под зерновыми 45 миллионов гектаров, под озимыми порядка 15 миллионов. В советское время, в лучшие годы, посевами было занято где-то 100 миллионов га. Стремимся вернуть утраченные позиции. За последние годы полтора миллиона гектаров земель вернули под посевные.

Другой вопрос: нельзя, чтобы земля не работала. Мы подготовили и согласовали законопроекты по ужесточению законодательства за недолжное использование земель сельхозназначения собственниками или пользователями. Там предусмотрены санкции: если обрабатываешь землю — налоги меньше, не обрабатываешь — больше. Минсельхоз предлагает увеличить налог на необрабатываемые участки в 5 10 раз. Надеюсь, что в этом году ужесточим законодательство, чтобы стимулировать правильное использование земли и сохранение плодородия земель сельхозназначения. В этом году, повторяюсь, надеемся, правительство внесет в Госдуму подготовленный нами законопроект. Идея активно поддерживается и председателем правительства, и президентом России. В следующем году обновленное законодательство заработает и даст свои результаты по уменьшению объема необрабатываемых земель.

— А процесс отбора земель в случае их нецелевого использования сейчас идет? И какой примерно масштаб он имеет, насколько активен?

— Очень медленно идет, очень тяжело. Потому что законодательство, система изъятия достаточно сложны. Но активные губернаторы добиваются результата. Необходимо ужесточение санкций и упрощение процедур рассмотрения вопросов по изъятию земель у недобросовестных собственников.

— Во сколько оценивается потребность страны в пшенице в этом году? Каков механизм прогноза потребностей в пшенице и других зерновых? Эмбарго на продажу зерновых за рубеж, утверждают эксперты, подорвало доверие к нам стран-импортеров…

— Эксперты дают прогноз на 95 миллионов тонн зерна. Благодаря погектарной поддержке, которую сельхозтоваропроизводители будут получать в зависимости от урожайности, интенсивности земледелия, давать заниженные показатели полученного урожая смысла нет.

Яровой сев заканчивается буквально сегодня-завтра, 98 99 процентов площадей уже засеяно. Чуть-чуть задержка была в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Но уже буквально на днях начинаем уборку озимого ячменя и озимого рапса на юге. Ранний картофель в Астраханской области начинаем убирать через несколько дней.

У нас страна такая: яровой сев еще не закончился, а уборочная уже начинается. Так что отдыхать крестьянину некогда. Крестьянский труд очень тяжелый. А порой все усилия могут быть перечеркнуты неблагоприятными погодными условиями.

В 2010 году попробовали ввести эмбарго. Причиной послужило то, что с 1 июля по 15 августа из страны было вывезено почти четыре миллиона тонн пшеницы. Думали, введем эмбарго — и получим дешевое зерно в условиях засухи. Рассчитывали, что с юга России или из Сибири, где получили хороший урожай, зерно пойдет в регионы, пострадавшие от засухи, тем более, границы закрыты. Но человек предполагает… Зерно осталось, цены подскочили, вывоз запрещен. Зернопроизводители, которые получили маленький урожай, но потратились на удобрения, кредиты и так далее, понесли огромные убытки, однако возмещать их, сразу же реализовав зерно, не стали. Когда эмбарго сняли, продали его Западу. Поэтому, чтобы обеспечить продовольственную безопасность, надо иметь достаточный интервенционный фонд и через него влиять на поведение зернопроизводителей. Чтобы они не задирали цены высоко и чтобы экспортировать зерно было не очень выгодно, если не закрыты собственные потребности.

— В настоящее время гос-агентом по распоряжению зерном госфонда является ОАО «Объединенная зерновая компания». Однако ее полномочия заканчиваются в этом году, обсуждается предложение о том, чтобы эти функции выполняла структура Россельхозбанка. ОЗК не справилась?

— Возможны разные варианты. Есть предложения передать полномочия Госрезерву. Хотя Госрезерв создавался для чрезвычайных ситуаций, а не как рыночный инструмент. Конкретного решения пока нет, принять его должны в ближайшее время. Есть деньги, чтобы провести закупочные интервенции, порядка пяти миллиардов рублей. Потребуется еще порядка 30 миллиардов рублей кредитных ресурсов.

— Уровень зерновых резервов достаточен? 5 6 миллионов тонн, больше не надо?

— Как показала практика, этого достаточно. Конечно, можно было бы на всякий случай иметь и больше. Но нужны качественные хранилища. Кроме того, если мы закупим десять миллионов тонн, надо платить за хранение. Плюс теряется качество зерна.

— Была дешевая и хорошая рыба, сейчас она куда-то ушла. Ветеринары жалуются на отсутствие наркотических анальгетиков. Что будет с коноплеводством и хмелеводством? Есть ли какие-то приоритеты у министерства в отношении развития конкретных отраслей, конкретных сельхозкультур?

— Коноплеводство, хмелеводство поддерживаем на федеральном уровне. Есть региональные программы. Федеральный бюджет может оказать дополнительную поддержку, если регион примет экономически обоснованную программу.

Насчет рыбы. У нас принята госпрограмма — существенная, важная. Была федеральная целевая программа, рассчитанная на 2009 2012 годы, под нее было запланировано финансовое обеспечение в 13 миллиардов рублей. На деле выделили всего 3 миллиарда. Не было программ, проектов, работы соответствующей. Сейчас утвердили госпрограмму до 2020 года с финансированием порядка 90 миллиардов рублей. Деньги для того, чтобы поддержать рыбную промышленность, есть. Кроме того, необходимо навести порядок в системе торговли, ужесточить законодательство о торговле, попытаться урегулировать посреднические структуры, вывести их в цивилизованное русло. Эта работа даст свои результаты, но проблему окончательно не решит, нужно создавать более широкий рынок и мощные торговые сети. И еще нужно эффективно реализовывать госпрограмму с точки зрения создания системы рыбопереработки, используя современные технологии.

— Какие технологии в сельском хозяйстве считаются самыми перспективными для России?

— Инноваций у нас много, без них в сельском хозяйстве не обойтись. Поддержка инноваций в аграрном секторе впервые заложена в государственную программу развития сельского хозяйства до 2020 года. Инновации — это не только разработка высокотехнологичных сельхозмашин, оборудования. Это также новые сорта и гибриды. Или чем не инновация, очень востребованная и очень актуальная, — биотехнологии. Добыча биогаза, биотоплива, биоудобрений. В Белгородской области новые установки на птицефабриках превращают перья, пух и другие отходы от переработки птицы и в электроэнергию, и в минеральные удобрения. Есть школы — Тимирязевка, Кубанский аграрный университет, Мичуринский в Тамбовской области, «Брянский картофелевод» и другие. Они разрабатывают новые сорта посадочного материала, морозо- и засухоустойчивые.

Самая перспективная агротехнология, выражаясь научным языком, — это адаптивно-ланд-шафтная целостная система земледелия, которая учитывает для различных регионов России, какие культуры в природно-климатической и агроклиматической зоне наиболее адаптируемы, какие технологии годятся для этой культуры, на этой земле, какие в данной зоне опасные объекты, опасные вредители.

— Сейчас на Россию идет нашествие генно модифицированных семян, которые сельхозпроизводитель должен покупать каждый год. Считаете ли вы, что надо дать заслон таким культурам и вообще исключить культивацию трансгенной продукции в РФ?

— К этой теме отношусь очень консервативно. И создал рабочую группу по разработке закона о ГМО. Поддерживает нас в этом руководство страны.

(Газета.ru Печатается в сокращении.)

Минсельхоз предлагает увеличить налог на необрабатываемые участки в 5 10 раз. В 2013 году будет ужесточено законодательство, чтобы стимулировать правильное использование земли и сохранение плодородия земель сельхозназначения.