Posted in Благовест
19.06.2013

Двойная память войны

Гденибудь и промелькнет фильм, который мы любим смотреть вот уже почти сорок лет, «Они сражались за Родину». Съемки его проходили в степях над Доном летом 1974 го, а в мае следующего года он уже вышел на экраны.

Конечно, без помощи солдат на съемках не обошлось. Одну из ключевых ролей по обеспечению съемок получил наш земляк Альберт Израйлев, служивший офицером в саперной части. Он так и остался после службы жить в тех местах, поселившись в станице Динской.

А встретились мы с ним, когда он был на короткой побывке в местах, где родился. Альберт Яковлевич, как вы попали на съемки фильма «Они сражались за Родину»?

В армии это делается просто: приказ и вперед. Весной 1974 года пришла директива Министерства обороны на формирование в СевероКавказском военном округе отдельного киносъемочного полка. Воинским частям было дано предписание выделить штатную роту, взвод…

Я служил тогда в отдельной инженерносаперной части секретарем комсомольской организации. Мы только что прибыли с учений. И вот новый приказ: выехать в Клетский район Волгоградской области. Конечный пункт хутор Мелологовский.

Командир части сказал: «По военной специальности ты разведчик, вот и поведешь колонну».

Весна в тот год была дождливой. Степь сплошное месиво грязи. Дорог не было, шли по направлению: по компасу и карте. Двигались весь световой день и к вечеру были на месте. На обустройство нам дали три дня.

В срок уложились?

А как же. Солдаты были опытные. Провели строевой смотр. Приехали командующий армией, режиссер фильма Сергей Бондарчук…

«Киношники» уже были там?

Они приехали раньше нас. Выбирали натуру, актеры подгоняли военную форму, «обживали» ее. Они расположились на борту теплохода «Дунай», который специально подогнали по Дону поближе к месту съемки. После строевого смотра Бондарчук начал с нами знакомиться. Подошел командующий армией, рассказал режиссеру, что наше подразделение только что прибыло с учений. А вечером я уже был в новом качестве.

В каком же?

Начальник съемочной площадки.

И что входило в вашу задачу?

Обеспечение съемок. С вечера я уже знал, чем буду заниматься завтра. Мне дали три десятка солдат в помощь. Все они были из других подразделений, и поначалу было трудно ими управлять. Еще жара, все норовили спрятаться в тень… Я их в лицо не знаю: мои не мои. И тут мысль меня осенила. Подхожу к Бондарчуку: «Сергей Федорович, есть трудности, не могли бы помочь. Прошу вверенных мне солдат переодеть в немецкую форму, тогда я их хоть различать буду!» Бондарчук рассмеялся и разрешил… Теперь вижу: под машиной спит «фашист» значит, мой!

С актерами ладили?

Здесь никаких проблем не было. По нынешним понятиям, актерский состав был «звездным». Что ни актер, то имя… Но никто свою значимость не подчеркивал. Както наблюдал: привезли командировочные деньги. Набежала массовка, образовалась очередь… Подошли Сергей Бондарчук и Вячеслав Тихонов. Очередь расступилась, пропуская их вперед. Они не пошли, встали в хвост и получили деньги после всех.

«Звездили» провинциальные актеры. Из волгоград
ских театров приехала массовка и сразу о себе заявила. Их поселили на теплоходе внизу, они протест. Узнал об этом Бондарчук, разгневался: «У нас здесь не дом отдыха, актеры обещали терпеть, не хотят сниматься пусть уезжают». Их увезли…

А как складывались взаимоотношения с Василием Макаровичем Шукшиным?

Тоже очень просто. Мы с ним несколько раз говорили. Он тогда думал о съемках фильма о Степане Разине. Рассказывал, что нашел уже места, где будут проходить съемки. По вечерам он уходил на крутой берег Дона и о чемто думал. При нем всегда была тетрадочка, в которую он чтото записывал.

Главными балагурами на съемочной площадке были он да его друг Георгий Бурков. Они подначивали друг друга точьвточь как в фильме. Съемки были трудными, масштабными, было задействовано много техники, а сколько взрывчатки… Репетиции проводили тщательно. Лишний шаг влево, лишний шаг вправо и можно было понастоящему подорваться или получить контузию… Актеры активно помогали Сергею Федоровичу Бондарчуку снимать фильм, придумывали сцены…

У многих же был военный опыт…

Помните старшину, которого играл актер Иван Лапиков? Он сам воевал под Сталинградом, в этих местах, и солдатская одежда для него была привычной. Когда ему выдали гимнастерку из реквизита, он сказал, что не так она должна выглядеть. Попросил у нас полведра бензина и окунул ее туда. Гимнастерка побелела… Актер был доволен: теперь, мол, что надо. И в фильме заметно, что гимнастерка у него самая выцветшая.

Юрий Никулин, несмотря на жару, никогда не раздевался. Я думал, он солнца боится, бывает же такое. А он берег белую кожу для эпизода, где рассказывал о своей «окопной» болезни. Руки у него дочерна загорелые, а тело белое. Когда солдату на войне было загорать, хоть солнце и пекло нещадно. Вот видите, даже такие мелочи продумывали.

А забавные эпизоды случались?

Иногда смеялись до колик в животе. Както снимали окоп, в котором Шукшин с Бурковым сидели. Их накрывает взрывом. Вдруг слышим, Шукшин выражается не совсем цензурными словами. Что такое? Съемку останавливают. Шукшин сидит на бруствере окопа бледный, а Бурков заливается смехом. Оказалось, когда подорвали заряд, вместе с землей на каску Шукшина плюхнулась змея. Мгновенно среагировал Бондарчук. Он крикнул: «Василий Макарович, давайте еще дубль!» Тут рухнули от смеха все.

Фильм снимался там, где шли бои. Чувствовалось это?

В 1942 году в этих местах проходил третий рубеж обороны Сталинграда. Когда мы увидели поле, которое было отведено под съемку, то обомлели. Оно было изрыто траншеями и окопами, ничего не надо было копать, только подновить. В эти поля никто не ходил. Даже через тридцать лет после войны еще не дошел черед их разминировать. Жители хутора рассказывали нам, что здесь нередки были случаи подрывов. Тракторы на мины наезжали, коровы наступали. Ребятишек так запугали, что они к этому полю ни ногой.

Нам пришлось пройти все это поле с саперами. А места, где актерам предстояло рыть окопы, проверяли особенно тщательно и всю землю просеивали. Иногда попадались останки защитников этих приднепровских круч. Я уже потом узнал, что после съемок всю эту местность вновь прошерстили саперы и перезахоронили более двух сотен погибших солдат.

В фильме показана жесточайшая бомбардировка хутора у Дона. Как он уцелел после этого?

А он не уцелел. Дело в том, что хутор к этому времени почти полностью переселили. Он так и не возродился после войны. Ферма только здесь была колхозная, водопой рядом Дон. Молоко в ледниках хранили. В жаркие дни его на молокозавод не возили все равно не довезут, скиснет. Во время съемок все молоко нам шло. Хутор был небольшой. Его достроили декорациями. За время съемок весь хутор взорвали и сожгли.

«Они сражались за Родину» неоконченный роман Михаила Шолохова о войне. Он был одним из авторов сценария. Приезжал ли Михаил Александрович на съемки?

Нет. Но Бондарчук, Никулин, Шукшин, Тихонов к нему ездили. Причем прямо со съемочной площадки: в солдатской одежде и загримированные. Писатель их осмотрел и одобрил. Сергей Федорович Бондарчук до этого уже снимал фильм по шолоховскому рассказу «Судьба человека». Михаил Александрович остался доволен. И здесь он уже полностью доверял режиссеру.

Что особенно запомнилось во время съемок?

Их уникальность и масштабность. Бондарчук до мелочей объяснял, каким бы он хотел видеть каждый кадр, показывал места, где следует закопать заряды, а потом объяснял последовательность взрывов. Иногда в разговор вступал оператор Вадим Юсов. Он намечал, где надо поставить киносъемочную аппаратуру. Дубли этих кадров исключались. Надо было ждать часами, пока осядет меловая пыль от съемки предыдущего кадра. Когда начиналась съемка, оператор и его помощники надевали каски. Всех лишних людей с поля удаляли, и все там превращалось в ад.

Вы были начальником съемочной площадки до конца съемок?

К сожалению, нет. Пришел приказ о направлении меня на учебу. Я пошел отпрашиваться у Сергея Федоровича Бондарчука. Он воспринял мои слова с сожалением, но сказал: «Зачем мы будем портить офицеру карьеру». И отпустил… На прощанье мне подарили сценарий фильма, где почти все актеры оставили свои автографы.

Съемки этого фильма омрачились внезапной смертью Василия Макаровича Шукшина…

Да, это произошло 2 октября 1974 года. О смерти любимого актера я узнал из газет. Несколько дней пребывал в шоке. Не верилось: молодой, здоровый, выносливый человек и вот тебе…

Уже потом мне рассказали, что Василий Макарович умер после бани. Они приехали попариться втроем: Шукшин, Бурков и Николай Губенко. Обычно Шукшин здорово парился, он ведь сибиряк. А тут только полчаса побыл в бане и сказал, что плохо себя чувствует. Умер он во сне…

Всякие слухи ходили…

Вы, наверное, об алкоголе? Могу точно сказать, что никто из актеров спиртным не злоупотреблял. Бывало, выпивали по какомунибудь поводу, но в пределах нормы. Съемки были физически трудными, дни жаркими, и принятый алкоголь это уже большая нагрузка. В баньке тоже пили один чай с настоем трав. К тому же поджимали сроки, снимали полный световой день. Актеры с трудом до теплохода добирались. И валились спать…

Вам не хотелось потом побывать на месте съемок фильма?

А я побывал. Ездил вместе с семьей на машине спустя тридцать лет. На берегу Дона стоят два памятных знака. Один погибшим солдатам, останки которых и нам пришлось собирать. А на другом отмечено, что в этих местах снимался фильм «Они сражались за Родину». А еще есть часовенка, построенная в память Василия Макаровича Шукшина.

Сейчас в эти места ходят туристические автобусы. Никто сюда без цветов не приезжает. Вот так соединились художественный фильм и реальные события войны. Двойная память получается…

И доля вашего солдатского труда в этом есть, Альберт Яковлевич.

Самая крошечная. У меня всегда болит сердце, когда я узнаю, что уходят из жизни актеры, снимавшиеся в фильме.

Спасибо за интересный рассказ.

Приезжайте к нам на Дон. Здесь можно и сейчас еще ощутить тревогу войны.

Беседу вел
Вячеслав ФЕДОРОВ.