Posted in Промысел
23.05.2013

Чтобы реки ожили, им надо помочь

На прошлой неделе в Нижнем Новгороде проходил Международный форум «Великие реки». На встречах и за «круглыми столами» обсуждали в том числе использование водных ресурсов Нижегородской области. На секции конгресса Русского географического общества, где речь шла о состоянии, проблемах и будущем малых рек Нижнего Новгорода и области, прозвучали слова о том, что по рекам Суре и Ветлуге, которые в прошлом были крупными транспортными артериями, возможно, снова будут ходить суда.

— В рамках форума состоялось заседание межведомственной комиссии по мор—
скому наследию морской коллегии РФ при правительстве России, — рассказал заместитель председателя областного Законодательного Собрания Александр Табачников. — На нем обсуждали вопросы водной политики Нижегородской области, в том числе возможный возврат в реестр внутренних судоходных путей Ветлуги и Суры — еще недавно судоходные, двадцать лет назад они были исключены из этого реестра. Тогда началась деградация не только самих рек, но и населенных пунктов, которые находятся на их берегах. Прекратился крупнейший транспортный поток, который существовал столетия. Перестали выделяться средства на дноуглубительные работы, прекратилась расчистка фарватеров, исчезли навигационная обстановка, знаки. Увеличились площади мелководий, началось захламление рек…

Мы определили процедуру, как можно вернуть Ветлугу в реестр судоходных рек, возможности финансирования и проектирования работ по ее возвращению. Это серьезная государственная задача, в рамках областного, местных бюджетов ее не решить. Сегодня реки — федеральная собственность. На заседании комиссии обсуждались предполагаемые изменения в Водном кодексе РФ: такие реки, как Сура и Ветлуга, будут переданы в управление субъектов России. С привлечением федеральных средств должны быть созданы навигационная обстановка, карты, должна появиться инфраструктура.

— К сожалению, сейчас нет возможности использовать реки для грузоперевозок, но эти изменения могут стать толчком к тому, что они станут туристиче—
скими маршрутами, — продолжил Александр Табачников. — В нашей области 9 тысяч водных объектов общей протяженностью 30 тысяч километров. Основное население проживает на берегах рек, здесь же находятся памятники истории и культуры. Восстановление судоходства может способствовать тому, что туристы поедут в места, удаленные от областного центра, например, в старый купеческий город Ветлугу. Сейчас до него не добраться по воде даже на маломерном судне. Чтобы река опять ожила, ей нужно помочь.

Мне вспомнилось прошлое лето, когда, готовясь отправиться в межрайонную экологиче-скую экспедицию «Ветлуг@.ру», в которой наша газета участвует третий год подряд, встречалась в Красных Баках со специалистами-речниками. На протяжении многих лет эти люди создавали условия для судоходства на Ветлуге. Тон беседы был скорее грустным: несмотря на то, что Ветлужский район водных путей и судоходства продолжает существовать, они лет десять не ходили по реке. В поселке Затон, где находится контора речников, стоят старые суда, которые давно не покидали свой последний причал.

Глубина Ветлуги действительно такова, что по ней могут ходить разве что моторные лодки. С тех пор, как люди перестали обеспечивать необходимую для судоходства глубину, река вернулась в дикое состояние. Во время экспедиции мы прошли по Ветлуге не одну сотню километров и кое-где тащили байдарки на руках. Сравнивая нынешние глубины с данными судового атласа 1986 года, участники экспедиции пришли к выводу, что сейчас средняя глубина реки 2,5 3 метра. Максимальные глубины остались прежними, а вот мелей стало значительно больше. Река подмывает откосы, поэтому нередко можно увидеть высоченные деревья с вывороченными корнями, рухнувшие в воду. Идя на байдарке, нужно быть начеку — опасные коряги могут запросто испортить туристическое плав-средство.

Еще лет тридцать назад Ветлуга была не такой. Пожилые люди помнят, как весной с музыкой гурьбой выходили встречать первые суда, как в ночи горели огни, освещая речной путь, как круглые сутки шли корабли. Речники говорили об изыскательных партиях, которые измеряли глубины, о том, как ставили бакены и береговые знаки, чтобы обозначить судовой ход, как чистили русло, взрывали перекаты, чтобы обеспечить судовой ход, как работали земснаряды.

В годы наивысшего расцвета судоходства на реке на Ветлужском участке водных путей работали семьсот человек. Сейчас на речном предприятии сотрудников осталось мало, людей, которые досконально знают и могут рассказать, как обеспечивалось судоходство на Ветлуге, — единицы. Мне кажется, они были бы рады увидеть, что о реке снова кто-то заботится, что убирают из воды валежник, как по реке идет пусть туристиче-ский, но корабль.

Анастасия СЕРГЕЕВА.