Posted in Краевед
16.05.2013

Мерянский дракон

Для нас таких вопросов не существует. Планы уже составлены. Наша слабость — домовая деревянная резьба. Думаете, там все уже изучено? Мы тоже так считали, когда несколько лет назад проводили подобную экспедицию. Поездили тогда много и, казалось, все исчерпали. Ан нет! Нашлось еще много неизвестного.

Вот, к примеру: вы встречали на резных наличниках изображения драконов? Откуда, скажете, они, из сказок? Вот это и попробуем сегодня выяснить.

Случайная встреча

Фотографируя домовую резьбу, о драконах мы никогда и не задумывались. Даже не слышали о существовании в домовой резьбе такого персонажа. А тут узнали, что есть таковой и встречается он только на наличниках. Этнографы говорят, это не случайно. В старину считалось, что через окно в дом могли проникнуть злые духи. Чтоб их отпугнуть, и вырезали на очельях наличников грозных драконов.

Бросились мы тогда пересматривать свою фотоколлекцию наличников — вдруг да случайно запечатлели хоть одного дракона.

И сразу же нашли. Попался он в объектив фотоаппарата случайно в старом волжском селе Сомовка. Сидит себе на карнизе наличника и стережет дом. Да не один, а с большой компанией таких же сторожей. Снимали же мы не их, а дату рождения почтенного дома, чуть ли не самого древнего, который нашли.

Не мог же резчик сам видеть дракона. Если они и водились когда-то, вряд ли могли уцелеть к 1867 году. Скорее всего, кочевал этот дракон с давних времен, «перелетая» с наличника на наличник. Но где искать его родовое гнездо? Как он в Сомовке-то оказался?

Отвлечемся немного. Совсем недавно в одной из книг по палеонтологии мы нашли похожее изображение дракона. Хвост, крылья, грозный оскал — все как положено. Эта картинка иллюстрировала научную книгу, вышедшую в Голландии в 1696 году. Там утверждалось, что пятью годами раньше это существо подстрелили в болотах под Римом, а позже инженер Корелиус Майер восстановил его. Этот небольшой ящер получил звание птерозавра и долго использовался в качестве иллюстраций к научным книгам. Правда, ученых этот скелет ни в чем не убедил. Они остались при своем мнении: ящеров даже в 1696 году уже не было, и то, что изображено в книге, — подделка.

Странно, но в то время таких подделок было множество. Видимо, и таким образом ученые пробивали себе путь в науку.

Сиротой оказался наш сомовский дракончик: без роду и племени, без научных обоснований. Случайный гость? Фантазия резчика? Не будем торопиться с выводами. У нас есть шанс найти этому дракончику родню. Для этого и существуют поисковые экспедиции.

Древний код

В последнее время стал популярен древний легендарный народ меря. Многие уже причислили себя родством к нему. В Интернете появились даже сайты, скликающие близких по духу. А тут еще фильм «Овсянки», получивший кинофестивальное признание. И хоть ученые говорят, что все в этом фильме о мерянах выдумка, разве ж им поверят. Никто не хочет быть чудью, муромой, мещерой, эрзя, вепсом… Только мерянами. Ученые толком об этом народе ничего и не знают. Жило такое финно-угорское племя, но давно. Занимали меряне земли, в которых нынче убираются Костромская, часть Московской, Ярославская, Вологодская, Тверская и Ивановская области. Согласно «Повести временных лет», меряне прихватывали еще озера Неро и Плещеево под Ростовом и Новгородом. Последнее упоминание о меря как об отдельном народе относится к 907 году, и дальше полная неизвестность. Что стало с ним?

Скорее всего, растворился он в других народах, оставив о себе память в географических названиях и легендах. Самый великий мерянский топонимический памятник — Москва. Мерянское «моска» означало всего-то коноплю.

Почему мы вдруг заговорили о мерянах? Да очень просто. Они поклонялись драконам, ящерам и змеям, считая их властелинами подземного и подводного миров. Больше того, они могли видеть их воочию.

В летописях есть упоминание о неизвестном звере. Псковский летописец в 1582 году отмечал:

«В лета… изыдоша коркодили лютии звери из реки, и путь затвориша; людей много поядоша, и ужасошася людие и молише бога по всей земли; и паки спряташася, а иных избиша».

Облика этих «коркодилов» летописцы не запечатлели, и нам остается гадать, какими они были. Но на многих женских украшениях из мерянских курганов есть подобие фигурок ящеров и змей. Может, их и называли «коркодилами».

Ящер из хозяина подземно-подводного мира постепенно превратился в языческого бога Велеса — покровителя богатств. Купцы клялись им, заключая сделки.

Перешел ящер и в славянский языческий мир. И даже когда язычество было изжито, к изображениям ящеров добавили крылышки, и превратились они в драконов, которых сохранила деревянная резьба. Может быть, не ведая того, резчики древним кодом метили наличники изб, желая хозяевам уберечься от напастей, будь то моровое поветрие, дурной глаз, упыри или навии.

Так что наш сомовский дракончик оказался не так уж и прост, и родство обнаружилось, да еще какое, уходящее в века.

Думали мы, что на этом наше повествование о драконах и закончится. Больше в своей коллекции запечатленных наличников мы подобных дракончиков не находили.

Сторожащие тайну

И вдруг наткнулись на такое описание:

«Большая дорога Суздаль — Нижний Новгород связывала земледельческое ополье с Волгой, через нее — с «тридевятыми землями». Эта дорога очень способствовала развитию у местного населения торговой деятельности, предприимчивости, изобретательности, вежливости. И в настоящее время вряд ли найдется другой уголок с более общительным, вежливым и приветливым населением, как этот район».

Казалось бы, этот текст одной из научных работ обычный и ничего для поиска нам не подсказывает. Но давайте разберемся.

Дорога Суздаль — Нижний Новгород проходила через нынешнее село Пурех. До Балахны отсюда тридцать верст и столько же оттуда до Нижнего Новгорода. В Пурехе остановка. Мы не знаем, как называлось село в те времена. Но сегодняшнее название ему дали… меряне. На их языке «пуре» — медовая брага, медовуха. Конечно, усталых путников здесь угощали чарочкой с «пуре». Медовый напиток улучшал кровь и вселял бодрость.

И тут пришла идея: не остались ли здесь следы мерянских драконов или ящеров?

Нет, сколько ни ездили, не нашли.

Но не давали они нам покоя. А оказалось, что мы не знали, как их искать.

Академик Б. А. Рыбаков, автор фундаментальных трудов по древнеславянской и древнерусской культуре, писал:

«Ящеров… два, что заставляет вспомнить о чудском двуглавом ящере, который одной головой заглатывал вечернее заходящее под землю солнце, а головой, расположенной на другом конце туловища, изрыгал утреннее солнце восхода».

И тут пришлось снова пересмотреть фотоколлекцию. Драконы из нее так и посыпались.

Вот посмотрите на навершие наличника, сфотографированное нами в деревне Топан Воскресенского района. Видите по центру странную птицу с двумя головами? Мы ее приняли за неумелую копию двуглавого орла. Это и есть двуглавый ящер, глотающий и изрыгающий солнце.

Голова кружится от вопросов: как же этот мерянский дракон оказался на Ветлуге? Может, резчик узор где-то раздобыл и выставил это непонятное существо на смех всей деревне?

Если бы это был один такой наличник с драконом. В той же деревне их сохранилось несколько. А это уже, согласитесь, не так и смешно.

На самом деле появление драконов в приветлужских деревнях и селах может быть легко объяснено. Что, кстати, и сделал финский ученый А. Кастрен. Он высказал предположение, что «мери» и «мари» — это одно и то же понятие. Нынешние марийцы — это потомки мерян. Ветлуга когда-то была рекой, где марийцы были основным населением. А может, это и были меряне, пришедшие сюда из вологодских, псковских и новгородских земель с прихваченными с собой драконами.

Предположение финского ученого, конечно же, оспаривают, но более убедительных предложений пока нет.

А драконы молчаливы, они сторожат свою тайну.

Вячеслав ФЕДОРОВ.