Posted in Политика
06.05.2013

Нулевой рубеж

Многого ли удалось добиться в этой сфере за последние семь лет? Данные, приведенные и. о. министра здравоохранения региона Ириной Переслегиной, говорят о том, что рождаемость увеличилась за это время почти на
27 процентов, а смертность снизилась на 23 процента. При этом уровень младенческой смертности уменьшился на 40 процентов, а материнской — в 3 раза. Продолжительность жизни увеличилась на пять с половиной лет. По мнению Ирины Переслегиной, данные показатели свидетельствуют о повышении качества медицинской помощи и достигнуты в силу значительных инвестиций государства в здравоохранение, в такие масштабные проекты, как приоритетный национальный проект «Здоровье», программа модернизации здравоохранения, региональные целевые программы — модернизации службы родовспоможения, кардиохирургической службы, поддержки молодых специалистов.

Но, несмотря на это, показатель смертности в нашей области остается пока выше, чем в среднем по России, а продолжительность жизни меньше среднероссийской на 1,8 года. И. о. министра отметила, что цель рассматриваемой на заседании правительства программы — увеличение продолжительности жизни населения области, укрепление его здоровья и снижение смертности на основе обеспечения доступности медицинской помощи, повышения эффективности медицинских услуг. Прогнозная стоимость реализации программы составляет более 388 млрд рублей, из которых 96 млрд рублей выделяет областной бюджет.

— Программа одобрена, согласована Министерством здравоохранения Российской Федерации, — подчеркнул Валерий Шанцев. — Это довольно-таки серьезный документ, который дает и аналитику, и перспективу.

В то же время губернатор назвал этот документ программой минимальных критериев, минимальных показателей. Замечания и предложения главы региона по ряду важнейших положений программы оказались принципиальными, а для многих, возможно, даже неожиданными.

— Почему все-таки вы ставите задачу в перспективном плане снизить материнскую смертность до шести на сто тысяч родившихся? — обратился губернатор к докладчику. — Да, мы значительно снизим ее уровень, но почему до шести, а не до нуля? Уже сегодня есть в России регионы, к примеру Белгород-ская область, в которых материнская смертность равна нулю. Нулю! Мы изучали опыт белгородцев? Что там такого сделали, чтобы достичь абсолютного показателя? По младенческой смертности опять же мы ставим на 2020 год цифру 6. А в Санкт-Петербурге, например, ее уровень уже сегодня составляет 4,2. Допустим, достигнем мы к 2020 году намеченных в программе показателей. Но что это нам даст? Даст последнее место, потому что во всех других регионах тоже не будут сидеть сложа руки. Нужно сформировать рабочую группу и съездить в регионы, где достигнуты значимые результаты в этом плане. Да и в своей области есть над чем поразмыслить. Почему, например, в Шаранге уже идет прирост населения, а в соседней Шахунье — провал?

И вот тут губернатор развернул рассмотрение проблемы под таким углом, под каким редко кто смотрит, говоря о здравоохранении, об уровне смертности и т. д.

— Я каждый квартал встречаюсь и с главными врачами, и со специалистами в области родовспоможения, — развил тему Валерий Шанцев. — 30 процентов случаев младенческой смертности являются предот-вратимыми или условно предот-вратимыми. Это медицинский термин, это так получилось. А вот почему так получилось? Может, дело еще и в социальных причинах? Мы-то программу сейчас утверждаем не только для здравоохранения, а для всей нашей системы. Что нужно предпринять для того, чтобы непредотвратимых случаев не происходило? Ведь он, случай, появился не просто так, а в результате какого-то асоциального поведения, зачастую и такое бывает. Нужно поглубже вникнуть в эту ситуацию и по-ставить задачи не только министерству здравоохранения, но и другим министерствам — спорта и молодежной политики, социальной политики, образования, культуры — для того, чтобы создать социальный климат у специального контингента — будущих мамочек.

Если говорить о сердечно-сосудистых заболеваниях, в области за последние годы многое сделано для борьбы с ними. Но вот какой еще вывод сделал губернатор: люди, у которых есть работа, доход, у которых есть возможность решать свои проблемы и проблемы своих детей, близких, спокойнее, у них нет стресса.

— Мы-то все время лечим, а надо заходить в профилактику, но профилактика должна быть не только медицинской, — заявил Валерий Шанцев. — Надо устранять все причины. И задачи надо ставить перед всеми, неважно, врач это, психолог, муниципальный служащий, работодатель…

Николай РЯЗАНОВ.